Я не хотел перегружать свою книгу заумью, но вынужден это сделать в силу того, что очень много вопросов слышу о ныне модном нейролингвистическом программировании, обрастающем разнообразными мифами не без помощи шарлатанов от психологии. В принципе, чтобы понять некую новизну этого направления в психологии необходимо знать классические школы психологии.
Но психология как наука еще очень близка к философии с множеством школ и направлений. А философия сейчас не так актуальна и не востребована, как психология, завораживающая своими возможностями воздействия на человека.
Хороший писатель или художник, воздействуя на сознание и подсознание человека, не задумывается, как он это делает, ему, как говорится, дано от Бога. Психологи же в поисках новизны, а это достаточно прибыльный бизнес при малых вложениях, заняты постоянным поиском шумных открытий, хотя ничего принципиально нового за последние 50 лет не найдено.
В расчет можно брать только технические и медикаментозные достижения, позволяющие более эффективно воздействовать на человека. Но интерес к НЛП есть, хотя я думаю, что он угаснет, как только с этой методике будут получены все дивиденды (ученые звания, книги, практика) и появится что-нибудь новенькое.
В силу интереса к НЛП я не могу оставить своего читателя обойденным, к тому же, книги о НЛП очень дорогие (за модные вещи надо платить), поэтому конспективно излагаю базовые понятия и представления о НЛП, большей частью взятых из различных источников.
Нейролингвистическое прогаммирование (НЛП) возникло в 70-е гг. XX в. в американском городе Санта-Круз. Ассистент профессора лингвистики Калифорнийского Университета Джон Гриндер (математик и лингвист по базисному образованию) и студент психологического факультета Ричард Бендлер заинтересовались работой трех психотерапевтов: Фрица Перлса (основоположника гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (семейного терапевта) и Милтона Эриксона (основателя недирективного гипноза и терапии). Наблюдая работу этих психотерапевтов и стараясь выделить хорошо срабатывающие техники и их элементы, Гриндер и Бендлер создали свое описание этих техник, объединившую в какой-то мере эти три подхода. Это не была новая психотерапевтическая школа, скорее добротное, пошаговое описание терапевтических техник, применяемых терапевтами интуитивно.
Используя идею модели, создатели НЛП шагнули дальше. А в сотрудничестве с Грегори Бейтсоном (антропологом, занимавшемся описанием процессов коммуникации, теорией систем, ученым, которого интересовали многие темы: биология, кибернетика, психотерапия) Дж. Гриндер и Р. Бендлер развили НЛП как модель, описывающую внутренние процессы человека и его коммуникацию.
Одним из следствий такого описания оказалась возможность достичь более высокой эффективности во многих областях человеческой деятельности, повторяя успешное поведение, предварительно его моделируя. Поэтому позже НЛП стало использоваться не только в применении к психотерапии, но и в других областях: бизнесе (создатели разнообразных пирамид по быстрому обогащению), спорте, обучении.
В итоге НЛП приобрело самостоятельность метода, имеющего учителей, последователей, приверженцев и противников. Появились: институты, обучающие НЛП, градация обучения на НЛП-практиков, НЛП-мастеров, НЛП-тренеров.
В литературе, описывающей терапевтические техники НЛП, нет привычной для психиатра и врача ссылки на диагноз, соотнесенности с синдромологией, а термины, например, фобия, депрессия употребляются скорее в бытовом, нежели в профессиональном, диагностическом значении. НЛП рассматривает человека как живую систему, получающую информацию о мире, перерабатывающую ее, на основе этой переработки делающую определенные выводы (когнитивная, эмоциональная оценка ситуации), на основе которых выбирается тип взаимодействия (различные способы поведения) со средой.
Поддержание гомеостатических характеристик, а значит, успешное взаимодействие со средой зависит от точности информации, которую система получает от среды. Поэтому так важны исследования факторов, влияющих на искажение информации фильтров восприятия.
Создавая модели актуального и желаемого состояния клиента, учитывающие все эти параметры, терапевт выбирает тактику, которая позволяет за минимальное число шагов достичь необходимого продвижения от первого состояния ко второму, используя также информацию о временном контексте (затронутость в звучании проблемы субъективного прошлого, настоящего и будущего пациента) и определение глубины необходимого изменения (модель нейрологических уровней). Рамкой для такой работы является техника хорошо сформулированного результата; критерием эффективности - включения в эту технику, проверка экологичности изменения и подстройка к будущему; условием установление особого контакта - раппорта, дающего возможность переключать внимание пациента на его внутренний опыт и в измененном состоянии сознания переживать его по новому.
Итак, тактикой терапевта является: установление раппортных отношений, сбор информации об актуальном и желаемом состоянии клиента, создание модели обоих состояний, выбор и проведение терапевтической техники, позволяющей изменить настоящее состояние в сторону желаемого.
Для создания модели состояний необходимо получить информацию об индивидуальных фильтрах восприятия - факторах, искажающих восприятия реальности. Кроме того, требуется выявить характерные для каждого состояния черты невербального поведения клиента (калибровка), созвучность, соотносимость вербального и невербального компонентов поведения (конгруэнтность - неконгруэнтность), некоторые физиологические характеристики (глубину, частоту дыхания, движение глаз, реакция зрачков...) и особенности мышления - образного (последовательность обращения к репрезентативным системам) и вербального (индивидуальное своеобразие процессов мышления - метамодель), проявляющиеся в создании из всего сенсорного опыта (глубинной структуры) его краткого описания (поверхностной структуры); особенность восприятия личностью себя во временном континууме (прошлое-настоящее-будущее - техника построения линии времени) и специфичность использования сенсорных каналов (описания состояния по субмодальным характеристикам).
Воспринимаемый мир отличается от реального. Часть информации обобщается, опускается и искажается, то есть модель мира строится из отфильтрованной информации о нем. Фильтрами информации являются:
Все описанные фильтры формируются в процессе развития. Часто это происходит на бессознательном уровне, становясь импринтом прошлой травмирующей ситуации или детского опыта. Они формируют индивидуальности и с этой точки рения, сами по себе они не хороши и не плохи.
Вместе они составляют определенную систему. Она может быть достаточно сбалансированной, целостной и непротиворечивой.
Но чаще уже на уровне фильтров проявляются противоречия, которые возникают между так называемыми частями личности, или субличностями. И для того, чтобы полностью выполнить задачу сбора информации о состоянии пациента, терапевту необходимо знать, насколько эти противоречия велики.
Одной из идей, почему пациент стал пациентом, является мысль о том, что та модель мира, которую пациент создал, слишком рассогласовывается с реальным миром и поэтому не дает ему возможности ориентироваться и выстраивать свое поведение таким образом, чтобы достигать конкретных результатов. Поэтому терапевту следует иметь информацию о том, как его пациент использует свои репрезентативные системы, какие у него убеждения и ценности, какие метапрограммы являются его фильтрами, насколько целостна (конгруэнтна) его модель, нет ли противоречия между убеждениями, ценностями и мета-программами, используемыми в одном контексте.
Репрезентативные системы (PC)
Человек воспринимает мир через органы чувств: зрение (визуальная система), слух (аудиально-тональная система), ощущения (кинестетическая система), а также используя вербальный канал (аудиально-дигитальная система). Индивидуальное предпочтение разных репрезентативных систем и является одним из тех фильтров, который создает карту, отличающуюся от территории.
Предпочитаемая PC та, которая чаще используется по сравнений с остальными. Например, задав клиенту вопрос: Что Вам легче вспоминать: образы, звуки или ощущения?
Вы получите ответ о предпочитаемой системе. Ведущая PC-система - та, с помощью которой осуществляется доступ к хранимой в памяти информации. Например, попросив клиента подумать о прошедшем событии и выяснив, что первое вспомнилось: визуальная картинка, звуки или ощущения, Вы получите ответ о том, какая из систем ведущая. Часто ведущая и предпочитаемая системы различны, но иногда они совпадают. Для того, чтобы определить, в какой из PC происходит вспоминание, обдумывание, переработка информации, выделены специальные маркеры (предикаты) каждой.
Наблюдая за движением глазных яблок, отмечая особенности физиологии, а так же внимательно слушая речь клиента, Вы получите ответ на этот вопрос.