Опытные НЛП-практики обычно пользуются этим способом лишь частично, только иногда уточняя какое-либо соответствие между движением глаз и PC, и просто внимательно слушая, о чем говорит клиент, описывает ли он сейчас свои ощущения (глаза Jниз), вспоминает ли он визуальные образы (глаза вверх) или вспоминает чьи-либо слова (движение глаз по горизонтали).
Обращение к той или иной PC иногда очень явно выражено в речи клиента. Существуют так называемые вербальные маркеры - слова, указывающие на фокусировку внимания клиента на той или иной PC.
Например.
Визуальная PC: посмотреть, видеть ясно, перспектива, фокусировать, иллюстрировать, неясность.
Аудиальная PC: высказывать, резонанс, монотонность, акцент, гармоничность, тишина.
Кинестетическая PC: тронуть, теплота, давление ощутить, напряженность, концентрация.
Тонкие различия характеристики контекстуального использования репрезентативных систем называются субмодальными характеристиками. Именно они определяют специфичность представленности в памяти, уникальность процессов обработки и восприятии информации, формирующих опыт, который влечет за собой его эмоциональную и когнитивную оценку, приводящую к определенной форме реакции на ситуации.
В НЛП разработан специальный способ описания своеобразия репрезентации опыта в каждом состоянии - описание по субмодальностям. Данное описание используется в терапии как компонент модели актуального, ресурсного и желаемого состояний клиента, помогающего зафиксировать уникальность каждого из них и дает хороший, почти объективный критерий их достижения в ходе терапии.
Наиболее существенной субмодальной характеристикой является ассоциированность-диссоциированность восприятия. Ассоциация - восприятие себя субъектом, а ситуацию - объектом действия. Полный контакт с ощущениями, поступающими по всем сенсорным каналам (репрезентативным системам), полное проживание эмоций в данной ситуации. Диссоциация - восприятие себя в ситуации как объект наблюдения, видение, слышание себя в ситуации со стороны (фокусировка внимания на одной или двух PC; отсутствие информации, поступающей по кинестетической PC).
Для выявления субмодальных характеристик пациента просят вспомнить или подумать об определенном состоянии...
Метапрограммы - наиболее подсознательные фильтры. Мета-программы очень заметны в поведении и языке людей.
В разной литературе по НЛП описываются разные метапрограммы. Упомянем кратко наиболее важные из них.
Проективный-рефлективный
Проактивный человек обычно является инициатором действия. Рефлективный ждет от другого проявления инициативы к действию, тратит много времени на решение вопроса, действовать или нет.
Движение к - движение от
Люди с метапрограммой движение к сосредоточены на своих целях. Они движутся к тому, чего хотят достичь. Люди с мета-программой движение от в основном больше внимания уделяют проблемам.
Они очень хорошо знают, чего бы им хотелось избежать и чего они не хотят.
Внешний - внутренний
Эта метапрограмма - об ориентации на стандарты. Внутренние люди имеют свою внутреннюю стандартизацию и ориентацию в большей степени на себя в ситуации сравнения или принятия решения.
Внешние ориентируются на других и часто интериори-зация норм и правил превалирует над выработкой своих собственных.
Возможности - процедуры
Люди возможностей порождают много выборов и развивают альтернативы. Они воодушевлены многообразием идей и вариантов. Люди процедур очень хорошо поддерживают установленный порядок.
Они готовы отвечать за поддержание постоянства и теряются при возможностях перемен.
Конкретиза-торы любят видеть нюансы, разбивают ситуацию на последовательность мелких шагов.
Совпадатели - несовпадатели
Мета-программа о склонностях no-разному делать сравнения. Совпадатель первоначально отмечает, что похожего в двух сравниваемых вещах, несовпадатель - что между ними различного.
Метамодель
Метамодель - структурная модель речи, помогающая обратить внимание на индивидуальное использование универсальных способов обработки информации обобщения, искажения, ощущения, дающая возможность вернуться к первоначальному материалу, чтобы переработать его заново и минимизировать неточности понимания между терапевтом и пациентом.
И этот пропуск осуществляется в большей степени не на сознательном (доверяю - не доверяю), а на бессознательном уровне в стадии ведения, например, следую за изменением позы терапевтом или нет. Терапевту нужно быть очень внимательным к сигналам рассогласованности на стадии ведения, это маркер невозможности начала терапевтической работы, которая будет абсолютно бесполезна без внутреннего доверия пациента.
Калибровка
Калибровка - выявление характерных для данного состояния черт невербального поведения пациента. Каждое внутренние состояние уникальным образом преломляется во внешнем поведении.
Ему свойственны определенная мимика и жестикуляция, тон голоса и темп речи. Терапевту необходимо замечать и запоминать невербальные маркеры разных состояний клиента: актуального, ресурсного, желаемого.
Также очень важна соотнесенность, созвучность сообщений, которые клиент посылает невербально с вербальными сообщениями - информация о конгруэнтности или неконгруэнтности.
Нейрологические уровни
В нашей нервной системе, языке и восприятии имеются естественные иерархии и уровни опыта. Каждый последующий уровень влияет на организацию информации на всех нижних уровнях. Изменение на более высоких уровней неизменно приводят к изменениям на низших уровнях; изменение на нижнем уровне может, но не обязательно сказывается на верхнем уровне.
Хотя высшие уровни в большой степени абстрактны, они оказывают большее влияние на наше поведение и опыт. Внимательно слушая, как заявляется проблема, можно определить, насколько глубинной она является и соответственно технику какого уровня следует применять.
Модель нейрологических уровней своего рода модель структуры личности в НЛП. Назвав глубинный ядерный уровень личности уровнем идентичности и расположив уровни последовательно - убеждение и ценности; способности; поведения; окружения - модель говорит о том, что для изменения структур одного из них необходимо изменение, то есть применение терапевтической интервенции, на более глубинном уровне...
Я думаю довольно, чтобы составить представление о модном НЛП. На практике это может выглядеть так. Вы приходите к специалисту по НЛП и жалуетесь ему на бессонницу и головную боль, а он вас ошарашивает вопросом: А как вы это делаете?
Или в процессе лечения вам будут предлагаться разнообразные роли от святого до злодея, которые вы обязаны будете исполнять на таком уровне, пока ваш Станиславский не прокричит верю! Кому-то это может помочь. Один мой знакомый посещал в больнице свою мать. Вместе с ней в палате лежала женщина, у которой безостановочно тряслась рука, и врачи ничего не могли поделать, кормя ее медикаментами. Мой приятель решил сыграть в Кашпировского: он взял женщину за руку и сообщил ей, что он очень сильный экстрасенс.
После чего он дал установку: После того, как я отпущу вашу руку, она больше никогда не будет трястись! Сверкнул глазами, отпустил руку - к всеобщему изумлению рука у женщины больше не тряслась.
За ним вслед бежал врач-кандидат наук и умолял рассказать, что он сделал для излечения больной. Мой приятель не имел отношения ни к психологии, ни к медицине, он был простым электриком. Ему из куража, захотелось поиграть во врача- психотерапевта, и у него получилось. Безусловно, это случайность. В тот момент мой приятель был на высоте актерского мастерства, и больная поверила в чудо-экстрасенса.
Главное - поверить! Это касается не только вербального уровня, но и таблеток, немалая часть которых действует не из-за своего состава, а из рекламы.
Не зря почти 70% себестоимости лекарств составляют расходы на рекламу - внушение.
5 февраля 2002 г. А. Гордон пригласил на свою ночную телепрограмму специалистов в области НЛП и пытался выяснить - наука ли это. Специалисты не смогли внятно объяснить новизну своей методики.
А когда последовал вопрос о практических примерах излечения, тренеры НЛП с трудом вспомнили один случай, когда помогли взрослому человеку избавиться от стеснения публичного чтения вслух. Ведущий попросил еще примеров.
Последовал ответ типичных шарлатанов: Ну, знаете, примеров так много, что сразу и не вспомнишь. Все, что смогли выдать об особенностях НЛП его пропагандисты, сводилось к нескольким банальным положениям: создание картинки желаемого будущего для клиента. У каждого человека индивидуальное отображение реальности.
Ну, а под завязку заявили, что с помощью НЛП можно вылечить даже рак. Это уж чистая и бесцеремонная реклама, а она, как известно, двигатель торговли. Поэтому не гонитесь за модой, и если вам действительно потребовалась помощь психолога, обращайтесь к практикующим психотерапевтам.
Желательно, чтобы эти специалисты были с жизненным опытом.