Жан: Ты хочешь поговорить сейчас или позже?
Наташа: Позже.
Обсуждение сеанса
Жан: Такова моя манера работать. Все манеры хороши, одни легче, другие труднее.
Я думаю, что этот способ один из самых легких, потому я его и использую. Обычно такое переживание приятно пациентам, и поэтому редко сталкиваешься с сопротивлением.
Я не знаю, было ли это приятно для Наташи. Но, как правило, это так.
Немного теории. Возвращаемся к разговору о правом и левом полушариях головного мозга.
Вся моя работа с Наташей состояла в том, чтобы перед сеансом у нее несколько преобладало правое полушарие, а во время сеанса оно доминировало бы значительно. Если Наташа хочет дальше обучаться, то нужно сбалансировать оба полушария. Для облегчения депотенциализации сознания я предпочитаю использовать четыре способа:
l замешательство,
l насыщение,
l удивление,
l психологический шок.
Замешательство заключается в том, чтобы застать пациента врасплох, нарушая его логическое рассуждение. Например, Эриксон очень часто использовал следующий прием. Он говорил человеку, направляющемуся к нему, чтобы принять участие в демонстрации: Сядьте на стул слева от меня, показывая при этом на стул справа. И я мог поступить так же. И Наташа, которая идет ко мне, была бы в небольшом замешательстве.
Есть и другие способы создания замешательства. Как то Эриксон хотел провести демонстрацию для своих учеников, среди которых был один человек, утверждавший, что его никто никогда не сможет загипнотизировать, даже сам Эриксон. Эриксон предложил: Давайте попробуем. Идите сюда. Ученик спускается с амфитеатра, Эриксон поднимается, чтобы пойти навстречу, и, когда ученик к нему подходит, Эриксон протягивает руку, чтобы поздороваться, но в последний момент, вместо того чтобы дать руку, он наклоняется и начинает завязывать шнурки.
И ученик застывает с протянутой рукой, удивленный случившимся. Эриксон поднимается, берет его за руку, сажает на стул, и рука остается неподвижной, в каталепсии, а ученик уже в трансе.
Он использовал замешательство.
Можно вызвать замешательство и с помощью слов. Вы можете сказать, например, не знаю, говорил ли это я Наташе, но что то подобное я говорил: Вы можете слушать все, что я говорю, или не слушать. Это неважно. И это обычно приводит человека в замешательство.
Чтобы вызвать такую реакцию, можно использовать игру слов. Можно использовать также парадоксы. Перед началом сеанса я рассказывал историю про верблюдов.
Можно также сказать пациенту: Не делайте того, не делайте этого. Вы видели, что в работе с Наташей я делал такие заявления.
При наведении транса также часто говорят пациенту: Я не знаю. Если пациент слышит, что терапевт чего то не знает, это может создать проблему для пациента. Именно это важно для нас.
Это повышает возможности правого полушария мозга пациента. Я часто говорю тем пациентам, которые боятся неудачи: Неудача это основа успеха. И это приводит пациента в замешательство, полезное для него. Я часто говорю ученикам то, что является парадоксом, но парадоксом позитивным.
Например, вы можете произнести следующее: Знания, которые не используются ежедневно, забываются с каждым днем. Это важно использовать в работе с детьми, студентами.
Еще одно утверждение я предлагаю мужчинам, у которых проблемы в отношениях с женщинами или сексуальные проблемы. Очень часто по ходу наведения я вставляю такую фразу: Женщина это нечто необыкновенное: когда ее нет, ее желаешь, когда она есть, от нее страдаешь.
Это интересное заявление, оказывающее очень сильное воздействие на пациентов, например, с сексуальными проблемами. Если в начале наведения они слышат такую фразу, это убеждает их в том, что терапевт понимает их проблему, что он будет вести речь именно о том, что их интересует больше всего, но не станет драматизировать, а Iудет говорить об этом немножко с юмором, который является частью жизни и необходим для успеха.
Мои заметки по курсу обучения новому гипнозу, который я провожу в Париже, собраны в книге, которая продается во Франции, и я надеюсь, что когда нибудь будет переведена на русский язык. В книге много рисунков. И в конце каждой страницы дается упражнение для учеников.
Если хотите, я могу дать вам эти упражнения, и вы можете поразвлекаться, выполняя их, когда захотите, завтра или через 10 лет. Вот, например, такое упражнение: придумайте три фразы или три ситуации, которые приводят к замешательству.
Второй способ депотенциализации сознания это насыщение. Оно наступает тогда, когда пациенту дается такое количество сенсорной информации, которое превышает его возможности принять и переработать ее. Насыщение приводит к развитию такого уровня активности мышления, который пациенту трудно поддерживать. Например, оно может возникнуть у вас, когда я слишком быстро говорю.
Это очень важно учитывать. Таким образом, насыщение тоже облегчает работу правого полушария. Существуют примеры, которые вы все знаете, скажем, обратный счет.
Вы можете попробовать поразвлечься этим, но лично я никогда его не использую. Однако я знаю психотерапевтов, которые это делают. Можно поиграть с днями недели, с месяцами года. Можно долго описывать какой либо физиологический процесс, совершенно не интересующий пациента.
Сначала человек будет слушать вас из вежливости, поскольку вы ученый и много знаете, но очень быстро отвлечется, потому что вы даете ему слишком много информации об этом процессе. Вы не смеетесь над ним, вы преподаете ему урок, но он не в состоянии воспринять и усвоить, поскольку не успевает за вами. Как говорят китайцы, чтобы спасти свое лицо, он убегает в транс. Вы можете рассказывать бесконечные истории или истории по кругу.
Я изобрел наведение на основе циркулярной истории. Теперь о насыщении все всё знают и, наверное, уже насытились.
Я часто предлагаю своим студентам упражнение сконструировать насыщающую речь на основе дней недели и месяцев года.
Удивление это реакция на что либо, что воспринимается пациентом с удовольствием. Оно близко к замешательству, но приятнее пациенту. Получение феномена удивления основано на использовании юмора, игры слов.
Но все таки нужно быть внимательным, чтобы не перестараться, так как не все одинаково воспринимают юмор. Это надо учитывать в своей работе. Если вы имеете дело со слишком серьезным пациентом, будьте осторожнее с юмором, иначе вы рискуете вызвать сопротивление или потерять пациента. Вы можете встраивать слово удивление во многие свои наведения.
Например, можете сказать: И может быть, через несколько мгновений вы испытаете удивление, отметив то то и то то. Само упоминание слова удивление обычно вызывает в памяти удивление, испытанное когда либо в прошлом. Часто подарки, которые мы получали, были столь неожиданными, что очень удивляли нас. Вы можете также удивить пациента своими высказываниями.
Например, при работе с пациентами я часто использую такие заявления: В ходе этого упражнения вы меня многому научите, или Вы меня многому научите относительно вашего способа погружаться в транс. Вы знаете также, какое значение имеют паузы для наведения транса. Я делаю паузу перед словами научить меня, то есть произношу: Во время этого упражнения вы многому (пауза) научите меня.
Я несколько раз использовал это в работе с Наташей.
Психологический шок представляет собой очень усиленное удивление. Он чрезвычайно эффективен. Его часто используют эстрадные гипнотизеры, а психотерапевты практически никогда. У меня есть друг, эстрадный гипнотизер.
Он обычно делает следующее: ставит человека перед собой, забалтывает его, а в один прекрасный момент вдруг заявляет: Я досчитаю до пяти и на счет пять вы умрете нет, заснете. Человек, который уже пребывает в состоянии легкого транса, слышит, что на цифре 5 он умрет, и испытывает шок.
Очень быстро гипнотизер спохватывается и говорит нет, заснете, но шок уже произведен и человек в полной каталепсии. А случается, что и умирает.
В случае срочной необходимости психологический шок можно использовать. Во Франции в последнее время в метро периодически взрывают бомбы, и у нас созданы небольшие врачебные команды быстрого реагирования, чтобы подбирать раненых, а также бригады психологов, которые прибывают на место происшествия и оказывают экстренную помощь людям, в том числе находящимся в состоянии шока.
В таких случаях часто используют психологический шок клин клином вышибают, чтобы погрузить человека в состояние транса, который позволит ему быстрее обрести чувство покоя.
А вот вам упражнение из моей книги: на свой первый гонорар гипнотерапевта сделайте подарок своей половине и точно отметьте признаки удивления, которые она при этом обнаружит.
И последнее запуск бессознательного поиска. Доверяйте вашему бессознательному в поисках наилучшего решения. Так говорил Эриксон. А я говорю это своим детям, чтобы не тратить время на выполнение за них домашних заданий. Запуск бессознательного поиска самая важная часть работы гипнотерапевта.
Для этого используются отрытые внушения и диссоциативный язык. Я думаю, вы уже знаете это.
Язык играет очень важную роль в гипнозе. Я использовал диссоциативный язык в работе с Наташей.
В первой части своей фразы вы обращаетесь к сознательному пациента, а во второй ее части к бессознательному. И обе части фразы это очень важно должны быть соединены координирующей связкой: ну, или, где, как любой связывающей частичкой.