А сейчас вы представите себе второй предмет: плоскую металлическую планку длиной приблизительно 50 см и шириной примерно 2 3 см. И когда вы представите себе ее, вы можете дать мне об этом знать. И вы развлечетесь, пытаясь соединить конец этой планки с границей круга.
Вы можете представить себе, что вы их соединяете, склеиваете, свариваете. И вы получаете предмет, который похож на ракетку или на ложку. Но это не то
И, может быть, некоторые из вас догадались, что это за предмет Этот предмет маятник часов, таких часов, какие есть во Франции и в России. Такие часы часто бывают деревянными Это прекрасные предметы, у которых, как правило, есть своя история.
И если вы представили себе такие часы, вы еще раз дадите мне об этом знать. Представьте, что вы подходите к этим часам, потому что любите предметы, имеющие свою историю, свою душу, которые, может быть, принадлежали вашим родителям или друзьям И вы своей рукой прикасаетесь к этому предмету.
Да Вы ощущаете это соприкосновение с деревом И вы можете подумать о том, что деревянная часть этого предмета была сделана специалистом, мастером, плотником, который когда то, в один из периодов своей жизни, был учеником, молодым человеком Он учился пользоваться инструментами, которые режут, пилят, и мало помалу научился владеть этими предметами, различать разные сорта дерева, обрабатывать дерево И постепенно стал хорошим рабочим, потом известным рабочим и наконец мастером, который сумел сделать эту вещь. А теперь вы смотрите на циферблат этих часов и видите стрелки, которые показывают время.
Внимательно посмотрите, сколько времени показывают эти часы, запомните это время И когда вы хорошо увидите, который час, вы дадите мне об этом знать Эти стрелки были сделаны другим специалистом, часовщиком И он тоже в молодости научился самому лучшему способу использовать эти предметы. Он представил мысленно форму этих стрелок, нарисовал их на бумаге, потом на чем то более твердом, а затем на металле, который он разрезал специальными инструментами и потом поместил эти две стрелки на центральную ось часов.
И, помещая стрелки в одно и то же место, он должен был решить проблему Как сделать так, чтобы одна из них обегала циферблат за час, а другая за 12 часов. И эту проблему он разрешил, сконструировав тонкую систему ее не видно, она находится за циферблатом, ее можно себе представить И она позволяет нам узнавать точное время и дает возможность этому маятнику ритмично качаться
И вы представите себе, что садитесь в очень удобное кресло напротив этих часов так, чтобы вы могли внимательно на них смотреть. И когда вы удобно разместитесь напротив этих часов, на которые вы смотрите, вы дадите мне об этом знать Посмотрите на маятник, он ритмично покачивается направо, налево, опять направо, опять налево.
Он поднимается потом опускается, чтобы опять подняться, а затем снова опуститься. У него правильный ритм, который на самом деле является вашим собственным ритмом. И вы пользуетесь этим ритмом, этим маятником, который гармонизируется с вами и позволяет вашему телу благодаря этой гармонизации мобилизовать ресурсы, которыми вы обладаете
Может быть, кто то из вас начинает слышать особенный звук этих часов, ритмичный звук. И если некоторые из вас слышат ритмичный звук, то они могут дать мне об этом знать Очень хорошо. Несколько секунд еще оставайтесь в контакте с этим маятником А потом в воображаемом кресле, на котором вы сидите вы закрываете глаза, чтобы больше не быть в контакте с этими часами.
И единственным, что связывает вас остается их ритмичный звук. Предоставьте возможность работать этим часам, которые перед вами.
И в то время, пока они работают, вы можете мечтать, предоставив возможность блуждать вашему разуму. И ваш разум может блуждать там, где ему хочется. И пока он блуждает, те, кто хотят продолжить вторую часть упражнения, могут начать ощущать в одной из своих рук Я не знаю, будет ли это правая или левая рука или левая или правая одна или другая И может быть, вы сможете ощутить небольшую легкость в одном из пальцев руки. И если вы чувствуете эту легкость в одном из пальцев руки, не пытаясь анализировать, просто предоставьте руке возможность слегка приподняться, потихонечку отделиться от места, на котором она лежит.
И когда она чуть чуть отделится сама по себе, вы позволите ей стать еще легче еще чуть чуть потихоньку приподняться в вашем ритме мало помалу Располагайте вашим временем Очень хорошо. И это хорошо пошло у тех, кто потихонечку начал.
Те, у кого рука начала подниматься, скажите себе что в то время пока рука поднимается, вы мобилизуете всю вашу энергию. Очень, очень хорошо. И по мере того, как ваша рука поднимается, энергия, которой вы обладаете, мобилизуется И в течение нескольких мгновений вы позволяете вашей руке еще немного подняться Она поднимается в ритме этих часов, часов, которые перед вами, которые задают вам ритм, хороший ритм.
Ритм жизни. И вы сможете, когда захотите, позволить вашей руке опуститься И в то время, пока рука будет опускаться, вся эта энергия, которая была мобилизована, направится в те места вашего тела, которые в этом нуждаются.
Кто говорит тело, говорит дух. Потому что для меня, и я думаю, что вы согласитесь, дух это естественное продолжение тела, а может быть, тело естественное продолжение духа. И не существует границ между одним и другим. И те, кто пользуется одним, пользуется и другим И в последней части этого упражнения происходит то, что вся энергия, которую вы мобилизовали, по мере того, как ваша рука опускается, направляется под руководством вашего бессознательного так что вы можете выбирать направление, хорошее направление.
И вы в своем собственном ритме закончите это упражнение, когда ваша рука займет исходное положение И вы сделаете так, как делали это раньше, в предыдущем упражнении Глубокий вдох, который позволит вам вернуться сюда гармонизированными Не торопитесь, располагайте временем, возьмите все время, которое вам необходимо. Работайте в своем собственном ритме У каждого есть свой естественный ритм.
Обсуждение наведения
Вопрос: Происходит удивительная вещь: вначале, когда рука только начала подниматься, мне самому пришлось сделать выбор внутренний, крохотный, немножко волевой, а дальше она уже поднималась сама. Не могли бы Вы сказать, как преодолеть колебания пациента, поднимать руку или не поднимать, потому что здесь очень тонкая граница.
Жан: То, что вы заметили, очень важно. Именно поэтому я и предпочитаю левитацию каталепсии. Ведь когда я беру руку пациента и придаю ей то или иное положение, тогда я не оставляю ему выбора.
И в таком случае я никогда не знаю, осталась ли рука неподвижной, потому что пациент хотел доставить мне удовольствие, или это действительно каталепсия. Я не знаю также, сознает ли пациент это или нет. Потому что именно я решаю, в какой момент наступит каталепсия. А в случае левитации и вы это очень хорошо выразили я делаю пациенту только предложения почувствовать легкость в одной руке или обеих руках, а также выбрать руку, которая будет испытывать это ощущение, и время появления ощущения и т.д.
И получив эти послания, испытуемый задает себе вопрос, стать ли руке легче или сохранить свой обычный вес. И после некоторого периода колебания, который попросту соответствует времени диалога между сознательным и бессознательным, он почувствует легкость в руке, и она начнет приподниматься.
Это попросту означает, что на заданный бессознательному вопрос, согласно ли оно выполнить работу, которая идет в направлении, зафиксированном в начале сеанса, получен утвердительный ответ. И вполне нормально, что бессознательное некоторое время размышляет. Потому что достижение этой цели может решить проблемы пациента, может изменить его жизнь, может изменить его отношения в семье или в той социальной группе, к которой он принадлежит. И все это важные перемены.
И он решает вопрос, на самом ли деле ему нужно чувствовать себя лучше или ему следует еще побыть больным. Именно поэтому пациент колеблется.
И все это время сознание занято тем, что пытается ответить на все перечисленное мною. И на многие другие вопросы, которые даже самый лучший терапевт не в состоянии предположить. Именно в этом и заключается восхитительная сторона нового гипноза и упражнения такого типа.
Это упражнение позволяет принимать пациента таким, какой он есть, и уважать его.
У некоторых прекрасно получилась левитация, потому что у них было желание достичь поставленной цели. А я не знаю, какую цель поставил перед собой каждый из вас в начале этого сеанса. Я же поставил перед собой две цели, потому что я не могу работать в пустоте, я люблю работать над чем то конкретным. Может быть, вы приняли предложенные мною цели, а может быть, вы воспользовались этим сеансом для достижения других целей.
И бессознательное некоторых из вас решило немножко приблизиться к цели, а бессознательное других сочло, что они уже достаточно многому научились в первой части упражнения и на сегодня хватит. И просто уважая решение своего бессознательного, они не захотели двигаться дальше.
И только техника левитации позволяет это делать.