Прямые внушения. Косвенные внушения


Поступая таким образом, мы предписываем пациенту очень простое упражнение по самогипнозу. И тогда мы даем ему следующие инструкции: Вы сможете делать упражнение сами, точно так же, как делали его здесь.

Вы просто сядете так же, как здесь, закроете глаза и будете слушать звуки, которые есть вокруг вас Вы позволите приходить к вам образам воспоминаний, вы предоставите вашей руке потихоньку опускаться И по мере того, как она будет опускаться, вы будете исследовать свое воспоминание, так как вы делали это в начале упражнения, цвета, запахи, оттенки, нюансы, краски И когда ваша рука опустится, вы, полностью воспользовавшись этими ощущениями, глубоко вдохнете и упражнение будет окончено.
Должен сказать, что это очень простое упражнение никогда не дает абреакций. И вместе с тем оно позволяет обучаться самогипнозу.

И через сеанс я сделаю что то, что уже делал по ходу сеанса с абреакцией. Потому что обычно, когда происходит абреакция, я вывожу пациента из транса и беседую с ним, чтобы узнать, какое воспоминание вызвало такую реакцию. Я продолжаю сеанс, если пациент дает на это согласие. Если вы согласны, говорю я пациенту, то мы проделаем дополнительную работу, так как то, что вы мне сказали, очень интересно и важно для лечения.

И поэтому, если вы на самом деле согласны, мы попробуем использовать именно это воспоминание, чтобы позволить вам прогрессировать в том направлении, которое вам подходит.
И здесь я, как правило, использую технику рекадрирования и диссоциации с проецированием драматической сцены на экран. Я прошу пациента вновь войти в состояние транса, представить напротив себя экран либо киноэкран, либо телеэкран, как он захочет. И когда он поудобнее устроится напротив экрана, я попрошу его найти приятные ощущения или представить на экране фильм, который он очень любит смотреть.

И он смотрит выбранный фильм и исследует те приятные воспоминания мысли чувства, ощущения, которые испытывает, просматривая его.
Затем я прошу пациента поместить эти приятные воспоминания куда либо, куда он сам захочет. А потом мы переключаем телеканал или меняем фильм на киноэкране и запускаем воспоминание о травматическом опыте, которое возникло в момент абреакции. И я прошу его описывать происходящее в фильме, по мере того как на экране разворачивается действие фильма. Так, стюард, о котором я вам рассказывал, взрослый человек, просматривая фильм, описал мне то, что произошло с ним много лет назад в лесу.

При этом он уже не испытывал тех ужасных эмоций, как в тот день. И тогда я попросил его представить себе, что он подходит к мальчику, которого видит на экране, чтобы утешить его, что то посоветовать, сказать ему, что сейчас он переживает тяжелое событие, смысла которого пока не понимает, но, возможно, поймет позже, когда вырастет.
Такой прием помогает пациенту легче перенести страдания того трудного времени. И зачастую этого бывает достаточно, чтобы помочь пациенту лучше интегрировать травматические переживания, создавшие преграду, на которую он каждый раз наталкивается при общении с другими. Нередко совет взрослого ребенку, которым он был в то трудное время, позволит, не разрушая полностью эту преграду, приоткрыть в ней отверстие. И благодаря этому эмоциональное напряжение, испытываемое пациентом, постепенно уменьшится. Преграда по прежнему остается на своем месте, но лишь как воспоминание, теперь эмоции будут вытекать через появившееся отверстие.

Они больше не будут мешать пациенту строить и поддерживать отношения с людьми.
А теперь поговорим о внушениях.
Внушения
Умение делать внушения имеет огромное значение в нашей работе и позволяет нам стать экспертами в гипнозе. Внушения оказывают прямое или косвенное воздействие на мышление пациента и подразделяются на ряд подтипов. На схеме представлена классификация внушений.

Выделяют три типа внушений: прямые, косвенные и открытые.
Прямые внушения.Косвенные внушения.Открытые внушения.
явные.последовательность .мобилизирующие
.принятия
закамуфлированные.импликация.ограниченно открытые
постгипнотические.задавание вопросов.охватывающие


.негативные.все возможности класса
.парадоксальные.


.контекстуальные.
.сложные, или составные.
.трюизмы.
.внушение отсутствием
.упоминания.
.внушения, связанные
.со временем.
.импликации.
.аллюзии.
.метафоры.
Прямые внушения используются в основном в традиционном гипнозе. Они применяются и в новом гипнозе, но не часто.

Конечно, вы не раз встречали терапевтов, которые говорили: Я досчитаю до пяти, и на счет пять ваши глаза закроются и вы погрузитесь в глубокий сон. Наверняка вам знакомы гипнотерапевты, внушающие в трансе еловеку, который боится ездить на автобусе или в метро: И теперь, начиная с этого момента, вы очень спокойно будете ездить в метро.

Это и есть прямое внушение. Так работали в начале века, особенно представители французской школы гипноза.

И надо сказать, что в отдельных случаях это давало хорошие результаты, но чаще вызывало сопротивление, а иногда и усугубляло проблемы пациента.
А нам, терапевтам, следует помнить латинское предписание: Не навреди. Поэтому прямые внушения лучше не использовать, за исключением некоторых случаев. Например, ими можно воспользоваться в случаях экстренной помощи. В частности, когда у человека острая боль и надо быстро сделать анестезию какой то части тела. Если будет время, я покажу вам видеозапись случая, в котором использовались прямые внушения.

Например, фрагмент фильма, в котором пациентке удаляют под гипнозом 12 зубов. Когда удаляли шестой зуб, у нее началось кровотечение.

Я не знаю, насколько глубоко она была погружена в транс, но достаточно было ей сказать: Мадам, больше не кровоточите, пожалуйста, как кровотечение остановилось.
Это похоже на магию, которую я наблюдал у африканцев и индейцев, а также на Дальнем Востоке у народов, которые я хорошо знаю. Но если на Дальнем Востоке или в Африке способность человека воздействовать на людей называют магией, то я называю ее гипнозом. А для меня это один и тот же процесс, который, хотя и запускается разными средствами, приводит к одному и тому же результату. Я также использую прямые внушения в некоторых случаях легких нарушений.

Но обычно я делаю это лишь после того, как удостоверюсь, что за фасадом предъявленных симптомов не скрываются психотические нарушения.
Вот еще один пример из моего личного опыта. В 1989 г., как я припоминаю, была 200 я годовщина Французской революции, и 14 июля в Париже был большой праздник. А за два дня до праздника, 12 июля, ко мне на консультацию пришел приятный молодой человек 30 лет, служащий банка. Он жаловался на то, что ему очень мешает застенчивость.

Он рассказал также, что хотел бы измениться. Когда ему было примерно 17 18 лет, он пробовал ухаживать за девушками, но терпел одну неудачу за другой. И с тех пор он не мог избавиться от представления, что не сможет общаться с женщинами. Он стеснялся подходить к девушкам и молодым женщинам, что ограничивало его жизнь.

Он хотел бы жениться, но не мог, потому что представлял себе, что женитьба произойдет, как в сказках про добрых фей.
Я задал ему много вопросов и обнаружил, что он умен, образован, что у него действительно хорошо структурированное мышление. Имея опыт работы в психиатрии, это достаточно легко увидеть. И я сказал себе, что этому молодому человеку не нужен развернутый гипнотический сеанс с косвенными внушениями, а можно использовать прямые внушения. И просто по ходу беседы я навел очень очень легкий транс и прямо внушил ему, что через 2 дня, 14 июля, он пойдет на Елисейские поля, где будет много народу, и сможет поразвлечься там.

Он будет подходить к девушкам, выбирая при этом красивых, и обращаться к ним с вопросом: Мадемуазель, не хотите ли выпить со мной чашечку кофе на террасе?
И поскольку ему нужно было выбрать красивую девушку, возникала большая вероятность провала. Но это не имело значения.

Моя задача заключалась в том, чтобы побудить молодого человека подойти к девушке и задать ей вопрос. И даже лучше, если ему откажут. Почему? Потому что каждая чашечка кофе на террасе кафе на Елисейских полях стоит примерно 4 доллара, на двоих 8 долларов.

И, пытаясь предостеречь его, я напомнил о том, чтобы в кармане у него было около 30 долларов. Кроме того, я сказал, что ему нужно сделать не менее четырех удачных попыток, но и не больше четырех, поэтому не следует брать с собой больше денег.

И заметил, что это очень важно.
Да, я понимаю, ответил он. Он действительно понимал, так как работал в банке: человек, работающий в банке, очень хорошо умеет считать деньги.

А потом вы вернетесь и расскажете мне, сколько было у вас неудачных попыток, попросил я, мне это будет очень интересно.
Он сделал так, как я сказал, но взял с собой 20 долларов: ведь брать с собой 30 долларов все таки рискованно. И само по себе это было уже хорошим признаком. Первая же молодая девушка, к которой он подошел, приняла его предложение.

Они пошли в кафе. Но вскоре, хотя девушка и хотела продолжить беседу, он, сославшись на то, что у него есть дела, извинился и ушел.
Он перешел на другую сторону Елисейских полей, чтобы случайно еще раз не столкнуться с той же самой девушкой, приглядел другую красивую девушку и обратился к ней с тем же предложением. И она тоже согласилась.

Молодой человек страшно обрадовался, но вместе с тем и несколько забеспокоился, ведь денег у него почти не осталось. Но так как он нашел игру интересной, то решил ее продолжить.



Содержание раздела