Внушения важны и совершенно безопасны.


Как я уже говорил, когда начинаешь наведение транса, то входишь в священное пространство и время, тогда происходит настоящее служение. И в конце гипнотического сеанса ты покидаешь это священное время и пространство, чтобы вернуться в мир наших повседневных возможностей и проблем уже обогащенным опытом, который ты извлек за то короткое время, что был в нем.
Теперь о косвенных внушениях. В моей книге для иллюстрации косвенных внушений я привожу фотографию Мерилин Монро. Как у любого внушения, у косвенного тоже есть точные цели. Особенно часто косвенные внушения используются при наведении транса.

Но и в терапевтической части сеанса они также могут использоваться. Как и всякие внушения, они несколько манипулятивны.

Но терапевтам нужно стараться быть как можно менее манипулятивными.
Одну из форм косвенного внушения называют последовательностью принятия. Построить его просто.

Достаточно сделать подряд несколько утверждений, являющихся истинами, которые нельзя отрицать, соединить их связками и закончить именно тем предложением, которое нам хотелось бы, чтобы пациент принял.
Приведу пример. Вы знаете, что вы сидите, и вы в России, и ваши ноги на полу, и вы ощущаете атмосферу этой комнаты.

Пока что вы не можете сказать мне нет И вы проделаете работу в трансе. Это техника часто используется и в повседневной жизни.
Вам наверняка известен и пример, который любил приводить Эриксон. Он рассказывает о своем 20 летнем сыне, который умел водить машину. Но у Эриксонов была только одна машина машина отца.

И вот как то вечером сын собирался на танцы в соседний город, и ему очень хотелось выпросить у отца машину. Но так как Эриксон был достаточно строгим отцом, сын не был уверен, что он позволит ему взять машину.

Но к несчастью для Эриксона, его дети прекрасно знали его техники, потому что были излюбленными его клиентами. Бетти Элис Эриксон об этом, конечно, рассказывала.
И сын, вместо того, чтобы прямо попросить у отца ключи и услышать отказ, сказал ему следующее: Сегодня вечером мои друзья собираются на танцы в соседний город. Жаль, что это так поздно, потому что уже не будет автобусов, чтобы вернуться.

И на поезде я не смогу приехать: есть поезд туда, но обратного уже не будет. Конечно, мой друг Джон мог бы подвезти меня, но он живет в другом конце города, и потому, чтобы завезти меня, ему потребуется три четверти часа.

И еще полтора часа, чтобы потом самому добраться до дома. Уже будет слишком поздно И я не знаю, что он подумает обо мне, если я попрошу его об этом: ведь из за меня он так поздно вернется домой
Эриксон прервал его словами: Подожди, на, возьми ключи. Это была последовательность принятия.
Я говорил вам о тех маленьких упражнениях, полезных для обучения гипнозу, которые помещены в конце каждой страницы моей книги. Кто нибудь их делал?
Например, такие упражнения. Опишите три следующие ситуации. Первая работник просит у своего патрона прибавку к жалованию. Подросток просит у своих родителей разрешения вернуться домой поздно.

Ученик, записываясь на семинар по гипнозу, просит о скидке в оплате. Нужно придумать последовательность принятия для каждой из этих трех ситуаций.

Я приведу примеры последовательности принятия в отношении двух ситуаций, но не сейчас, а когда вы немножко подумаете Продолжаем.
Не думайте о розовом слоне
Об импликации говорят, когда за состоявшееся выдается действие, которое может произойти. Эриксон любил говорить своим пациентам: Я прошу вас не входить в транс до того, как вы удобно устроитесь в кресле. Или можно сказать: Как вы думаете, ваши глаза закроются до или после того, как ваша рука дотронется до лица? Так я говорю обычно, когда провожу левитацию. Таким образом, дается внушение закрыть глаза, но время совершения этого действия не уточняется.

Вы знаете, что мы можем прямо предложить пациенту закрыть глаза, и он их закроет, если захочет, если ему так удобно. Но можно использовать косвенное внушение, чтобы помочь пациенту закрывать глаза. Я, например, не смущаюсь, когда пациент работает в трансе с открытыми глазами.

Но чаще ему удобнее работать с закрытыми глазами. Импликации очень часто встречаются в повседневной жизни.





И вы можете поразвлечься, отслеживая их, в частности, в речах политических деятелей.
Следующий тип косвенного внушения это задавание вопросов, посредством которых делаются определенные предложения. Я лично нахожу эту манеру посланий другим очень элегантной.

Можно привести такой пример: Интересно, сколько времени понадобится вам для того, чтобы войти в транс, когда ваше дыхание станет более спокойным? Эта форма косвенного внушения особенно часто используется в повседневной жизни. Например, муж может сказать жене: Ты посмотришь со мной телевизор, после того как вымоешь посуду?

А жена ему отвечает: Ты с собакой выйдешь сейчас или попозже?
Другая разновидность косвенного внушения парадоксальное негативное внушение выражается через просьбу не делать что либо. Например, я говорю вам: Не думайте о розовом слоне.

Такие внушения важны и совершенно безопасны. Они очень активируют динамику транса. Вам нет необходимости расслабляться еще больше. Говоря это, вы немножечко выделяете слово расслабляться.

Этого будет достаточно для того, чтобы через несколько секунд действительно наступило расслабление.
Двойная связка. На примере двойной связки вы можете увидеть, что некоторые внушения относятся одновременно к нескольким типам.

Внушение может быть и двойной связкой в форме вопроса, его можно поместить в последовательность принятия, а можно переделать в открытое внушение, как мы увидим вскоре.
Двойная связка строится следующим образом. Вы предлагаете два утверждения, в которых фактически речь идет об одном и том же.

Бейтсон и Вацлавик считают, что двойная связка лежит в основе большинства психологических проблем наших пациентов, и в первую очередь проблем, связанных с межличностными отношениями, прежде всего внутрисемейными. Это как раз то, что называется патологической двойной связкой. Например, женщина предлагает своему мужу сразу два галстука голубой и красный.

Такое предложение само по себе уже странно. Это неспроста, думает муж, она что то замышляет. И на следующий день, когда человек надевает синий галстук, жена ему говорит: А, значит, красный галстук тебе не нравится? Это и есть патологическая двойная связка. Человек уже не знает, что делать.

Он в растерянности, заблокирован. И в конце концов он решит носить сразу оба галстука вместе.

А через 6 месяцев окажется в психиатрической больнице. Мы используем этот стереотип мышления, хорошо известный пациентам.

Его часто применяют подсознательно в повседневной жизни, а может быть, и сознательно тоже.
Вот примеры. Я не знаю, появится ли ощущение легкости в правой или в левой руке.

Вы предпочитаете транс легкий или средний? Вы мне заплатите наличными или чеком?
Предлагаю вам сделать упражнение. Сегодня вечером спросите вашего супруга или ваших детей, будут ли они мыть посуду в перчатках или без?
Контекстуальное внушение используется для того, чтобы пациент услышал то, что он еще не готов услышать. Самый простой способ сделать так выделить слова, произнося их с некоторыми различиями в интонации и выдерживая паузы после этих слов.
В сложном или составном внушении два предложения, даже не имеющие логической связи, объединяются координирующей связкой и благодаря этому взаимно усиливают друг друга. Сложное внушение может отчасти напоминать то, что я говорил о диссоциативной работе.

Действительно, диссоциация строится по той же схеме, что и сложное внушение: первое утверждение, связка, второе утвеждение. Но при диссоциации, несмотря на то, что одно предложение адресуется сознанию, а другое бессознательному, они должны быть связаны логически. И если диссоциация применяется при наведении транса, то сложное внушение используется в самом трансе, когда проводится терапевтическая работа. А поскольку в трансе логическая сторона мышления пациента приглушена (доминирует правое полушарие), можно позволить себе быть немного нелогичным. Например: В то время как вы меня слушаете и ваше дыхание становится немного спокойнее.

Между этими двумя частями предложения, как видите, нет абсолютно никакой связи. Однако это внушение может повлечь за собой успокоение дыхания вашего клиента.

Или другой пример. Вы можете позволить вашему дыханию стать более спокойным, пауза потому что определенное чувство комфорта может появиться, поскольку пауза вы сидите здесь.
Другая форма косвенного внушения трюизм. Трюизм высказывание банальности, почерпнутой из повседневной жизни.

И одного только упоминания этого зачастую бывает достаточно, чтобы вызвать у клиента желательную реакцию.
Примеры:
Когда сидишь удобно, можно расслабиться.
Каждый человек входит в транс по своему.
Дверь должна быть либо закрытой, либо открытой.
И это утверждение представляет интерес для пациента, потому что прежде он никогда не задумывался над этим.
Значит, думают они, существуют не только наши проблемы, есть и другие, о которых мы не думали. Но в следующий раз, когда клиенты будут входить в дверь, они вспомнят это утверждение. И на 5 секунд они забудут о своей настоящей проблеме, пока будут рассуждать об этой проблеме, о том, так ли это или нет. А мы тем временем попросим их пройти через множество дверей.

Можно использовать пословицы и поговорки.



Содержание раздела