Итак, внушаемость, как считал и Бехтерев, есть явление, свойственное всем и каждому. Оно глубоко коренится в природе человека и основано на прямом или опосредованном влиянии слова и других внушенных психических импульсов на ход мыслительных процессов, на действия и поступки, а также на все другие многочисленные физиологические и психические функции организма.
В современной медицине под внушением понимают подачу информации, воспринимаемую без критической оценки и оказывающую императивное влияние на течение нервно-психических процессов. Путем внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.
Внушение - это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым 'опытом и данным состоянием субъекта. Содержанию сознания, усвоенному по механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность внушенных установок (Д.
Узнадзе).
Любое внушение должно обязательно быть уверенным, максимально искренним и правдивым. Любые признаки неуверенного внушения полностью снимают весь внушаемый эффект.
Содержание внушения всегда социально детерминировано, так как оно определяется идеологией, моралью и общественной ситуацией того общества, в котором находятся все участники процесса внушения. Человек - существо общественное, а не только социально-биологическое, поэтому следует обязательно знать общественные, политические и иные взгляды, симпатии и антипатии внушаемого лица, не вызвать психологическое сопротивление, повышение активности сознания и, как следствие, полный выход из состояния суженного сознания, то есть состояния повышенной внушаемости.
Поэтому многие СК-специалисты вообще избегают в беседе с внушаемым личных оценок общественной ситуации, вопросов политики, экономики, нравственности и т. д. Но в любом случае следует помнить о влиянии социального окружения внушаемого, так как в случае отставного внушенного эффекта, его результативность будет во многом определяться контрвну-шающей ситуацией среды обитания внушаемого, и в случае обнаружения помех, СК-специалист обязан предпринять необходимые меры.
В момент любого общения, как прямого, так и опосредованного, возникают четыре сложнейших психофизиологических процесса - внушение, согласие, сопротивление и контрвнушение. Как мы уже говорили, внушение - это абсолютное некритическое восприятие информации прямо в подсознательные структуры мозга.
Согласие - это способность внушаемого в моменты активных вспышек сознания согласиться с внушением. То есть, в те моменты общения, внушение не проникает прямо в подсознание внушаемого и для обработки воспринимаемой информации у внушаемого включаются и активизируются ранее суженные зоны сознания, возникает временный режим активного нормального восприятия и тогда мозг внушаемого в основном peaгирует только на логические умозаключения и эмоциональный фон общения.
В этом случае верификационный и, следовательно, результативный эффект внушения зависит от того, согласится или не согласится внушаемый с истинностью и доказательностью приводимой аргументации.
В случае, если СК-спе-циалист не знаком с психотехникой рациональной психотерапии и методом психоаналитического убеждения, то у внушаемого происходит процесс активации деятельности всей коры головного мозга и он полностью выходит из состояния суженного сознания. То есть возникает обычное нормальное критическое восприятие любой информации и таким образом возникает реальная угроза срыва всего процесса внушения.
Сопротивление - это существующая у каждого человека биологическая способность к устойчивому поддержанию и сохранению так называемого психофизиологического гомеостаза. Здесь речь идет о том, что в процессе восприятия информации у каждого человека существует определенный биологический порог, предохраняющий организм от засорения избыточной, повреждающей и нервной информацией.
Как правило, активность таких людей постоянно направлена во вне, то есть они всё пытаются переделать, причем по-своему.
В явлении психологического сопротивления и контрвнушаемости выделяют четыре составляющих: физиологическую, эмоциональную, волевую и неосознаваемую. О физиологической составляющей я уже говорил, здесь речь идет о естественном биологическом барьере по механизмам гоме-остаза.
А вот эмоциональная составляющая очень интересна.
Оказывается, что сопротивление и контрвнушаемость (то есть желание сохранить свои убеждения и навязать их собеседнику) на 60 % (В. М. Кандыба, 1883) зависят именно от эмоциональной составляющей, а именно - на сколько симпатичны или несимпатичны друг другу участники общения. С древних времен люди научились использовать эту закономерность, например, участником общения подставляли красивую девушку, без комплексов, и противник не мог сопротивляться.
Или, например, еще более сильный способ снижения эмоциональной устойчивости личности и автоматического появления чувства взаимной симпатии - совместный прием алкоголя.
Выпили вместе... и все вопросы решаются, в том числе и те, с которыми противник никак ранее не соглашался. И, наоборот, можно загубить любые переговоры, если партнер вызывает явную антипатию. Поэтому во всем мире при общении принято улыбаться, следить за своей привлекательностью, внешностью и как-то стараться понравиться, иначе никакие другие последующие аргументы не сработают.
Но самой сильной эмоциональной зажигательной смесью является совместное использование обоих стрессфакторов - девушки и вина, редко кто сопротивляется такому аргументу. История знает немало тому примеров, когда великие императоры, цари, полководцы, мудрецы и т. д. не устояли перед такого рода аргументами и проигрывали вещи, о которых потом могли сильно сожалеть и которые каким-либо другим способом, включая пытки! добиться от них было невозможно...
Умные, сильные, опытные - а проигрывали! А уж если симпатия перерастет в любовь или выпивка выполнена несколько раз, то с противником можно делать вообще все, что угодно...
Так как сопротивление и готовность оспаривать какую-то конкретную информацию могут быть слишком велики, то партнер обязательно! должен согласиться с этой установкой противника, но зато выиграть всю программу. (- Продолжая исследование факторов, влияющих на эффективность процесса внушения, следует сказать несколько слов о таком важном факторе как вера.
Вера - это способность многих людей воспринимать определенную информацию и почти все, что с ней связано, как абсолютно достоверную и истинную, без всяких сомнений и трезвого логического анализа. Например, некоторые люди верят в бога, некоторые верят в науку, некоторые верят в разные вымыслы, например, в духов, телепатию, левитацию, посмертное существование, энергетическиТвампиров, инопланетян и т. д. Термином вера обозначают также непоколебимую уверенность некоторых людей в истинности какого-то их личного опыта или научного вывода, или неизбежного наступления какого-то события или явления и т. д. Так вот, в этих случаях, для успеха внушения следует подыграть на вере человека и только в этом случае можно будет добиться успешной цели внушения. Кроме того, опытные гипнотизеры давно заметили, что на свете существуют просто очень легковерные люди, которые верят всему, даже таким невероятным чудесам как коммунизм, рыночная экономика, помощь Запада, второе пришествие Христа...
В науке это известно как эффект американского антрепренера Барнума, который говорил: Ежеминутно на Земле рождается один простофиля, готовый верить во все, что ему не понятно или малоизвестно.
Например, психолог Стагнер раздал 68 начальникам отделов кадров разных крупных фирм характеристики, которые якобы составила на каждого его исследовательская группа. На самом деле Стагнер всем 68 человекам раздал абсолютно одинаковые характеристики, которые он составил из общих фраз разных гороскопов.
Затем Стагнер попросил всех участников семинара оценить верность данных им характеристик, используя пять оценок: поразительно верно, довольно верно, серединка на половинку, скорее ошибочно, совершенно неверно. Так вот, эффект Барнума (легковерность) заключается в том, что 35 % испытуемых в опыте Стагнера сочли, что их психологические портреты написаны поразительно верно; 40 % - довольно верно; 20 % - серединка на половинку; 5 % - скорее ошибочно и никто, ни один человек! не счел характеристику совершенно неверной.
А ведь в эксперименте участвовали люди опытные в оценке личных качеств, а если взять обычных людей, то проценты легковерия будут еще выше.
В опыте Стагнера две фразы завоевали доверие 90 % испытуемых. Вот они: