1. Вы предпочитаете некоторое разнообразие в жизни, определенную степень перемен, и начинаете скучать, если вас ущемляют различными ограничениями и строгими правилами.
2. Хотя у вас есть некоторые личные недостатки, вы, как правило, умээте с ними бороться.
Наоборот, наиболее неверными, оказались фразы:
1. В вашей сексуальной жизни не обходится без проблем.
2. Ваши надежды бывают довольно нереалистичными.
Стагиер делает вывод, что эффект Барнума (легковерие)
лучше срабатывает на положительных и приятных для внушаемого утверждениях. Легковерными могут быть и мужчины, и женщины, особенно в смутные времена рыночной морали, когда появляется много людей несчастных, запуганных, неуверенных в завтрашнем дне, находящихся в состоянии социальной неопределенности и готовых верить хоть кому, лишь бы он предлагал что-то хорошее, не требующее личных усилий, приятное... и эффект Барнума наверняка сработает. Кстати, потом очень трудно избавиться от внушенной информации, а иногда и невозможно.
Несмотря на обнаруженный обман, эти люди не только не возмущаются тем, что их обманули, а, наоборот, будут даже бороться за того, кто их обманул, считая, что они действительно сделали то, о чем говорили и что обещали, хотя все реальные объективные факты против.
Но на веру этих легковерных людей никакие реальные факты совершенно, подчеркиваю, совершенно! не влияют, в этом-то и заключается эффект Барнума.
Последнее время некоторые исследователи указывают на влияние космических факторов на психику и внушаемость человека. Утверждается, что расположение планет влияет на солнечную активность, которая, в свою очередь, влияет на магнитное и другие поля Земли и человека. Это влияние порождает в организме отдельного человека и во всем обществе достаточно устойчивые космобиологические циклические процессы и ритмы.
Это перекликается с утверждениями древних ученых, что внушаемость большинства людей резко повышается в дни равноденствия, в дни солнечного затмения, в дни солнечных бурь, в полнолуние, ровно в 24.00, с 0 часов до 4 часов, в момент захода и восхода Солнца и т. д. Поэтому разные древние обряды, праздники и действия имели астрономическую привязку, то есть выполнялись в определенные дни, которые выбирались из астрономических соображений.
Но я лично такого рода исследований, о связи внушаемости с астрономической ситуацией, не проводил, поэтому мне трудно однозначно высказаться на эту тему, так как вопрос это очень сложный и объемный.
Русские ученые (Бехтерев, Павлов и др.) о механизмах внушения пишут следующее:
Внушение есть наиболее упрощенный типичнейший условный рефлекс человека... Слова гипнотизера концентрируют по общефизиологическому закону раздражение в определенной зоне коры головного мозга гипнотика, одновременно развивая процесс общего торможения остальных зон коры.
Тем самым исключается какое-либо конкурирующее воздействие всех других наличных и старых следов раздражений.
Отсюда большая, почти неодолимая сила внушения как раздражителя во время гипноза и некоторое время после него. Слово и потом, после гипноза, оказывает свое действие, оставаясь независимым от других раздражителей, неприкосновенным для них, так как никак с ними не связано... Поэтому внушением в гипнозе можно вызвать в человеке много самых разнообразных действий, направленных как на внешний, так и на внутренний мир человека... V Внушаемость призвана повышать приспособляемость организма к меняющимся условиям существования и является одним из механизмов программирования состояния и поведения человека.
На основе внушаемости организм получает возможность строить программу поведения с учетом не только индивидуального опыта, но и воспринимаемого пассивного опыта других индивидов и группы в целом.
У истоков этого свойства организма лежит филогенетически закрепленный рефлекс подражания. У человека он осуществляется как на основе информации от органов чувств, так и на основе информации, содержащейся в словах.
Поэтому внушение, в отличие от убеждения, проникает в психическую среду без активного внимания, входя без особой переработки непосредственно в общую сферу и укрепляясь здесь как всякий предмет пассивного восприятия.
Даже гипноз представляет меньшую степень торможения, чем сон, следовательно, внушение вдвойне по раздражающей силе больше сновидения.
Лишь в дальнейшем, по мере накопления ими жизненного опыта и развития логических способностей, воспринимаемое начинает подвергаться ими критической переработке.
Дети, по мнению Л. Толстого, всегда находятся, и тем более, чем моложе, в том состоянии, которое называют легкой степенью гипноза. И учатся, и воспитываются дети благодаря именно этому состоянию.
Так что учатся люди и воспитываются всегда только через внушение совершающееся сознательно и ессознательно.
Внушение аффективно, когда у внушаемого затруднена возможность верификации информации, например, при неожиданности сообщения, а также в тех случаях, когда недостаточно развиты или ослаблены критические способности: при астении, суженном сознании, в гипнозе и др. Поэтому мы наблюдаем повышенную внушаемость у лиц суеверных, отсталых, истощенных, наркоманов, больных импотенцией, астенизированных соматогенными заболеваниями или психогенными воздействиями, у некоторых психопатов, находящихся в состоянии аффекта и др.
Внушающее влияние раздражителя будет сильнее, если вызываемое им действие усилится уже имеющимися представлениями. Таким образом, внушаемость может оказаться избирательно повышенной лишь в отношении определенного круга представлений.
Внушение, производимое действием или каким-либо процессом, называют реальным внушением. Если же внушающее лицо пользуется речью, то говорят о словесном или вербальном внушении.
Различают внушение прямое и косвенное. При прямом внушении осуществляется непосредственное влияние речью на внушаемого. Прямое внушение может реализовываться либо непосредственно вслед за приказом, либо при условии действия добавочного раздражителя (становящегося условнорефлектор-ным благодаря произведенному внушению), - после произнесенного внушения и действия заданного раздражителя.
При прямом внушении внушаемый всегда четко понимает и определяет источник информации, то есть хорошо понимает кто ему говорит. А вот в глубоком пассивном СК или во сне наступает вначале частичная, а затем по мере развития глубины СК и полная амнезия (забывание) самого акта восприятия речи и источника речи.
Гипнотику кажется, что наступившее действие является самостоятельно спонтанно возникшим явлением, мотивы которого ему неясны.
При косвенном (или опосредованном) внушении воздействне на внушаемого осуществляется не прямо, а опосредованно через добавочный раздражитель, наделяемый новым информационным значением, благодаря выполненному прямому внушению с ссылкой на этот добавочный раздражитель. Например, внушаемому говорят, что он избавится через 10 минут от головной боли, всегда, когда примет одну таблетку предлагаемого лекарства.
Человек берет от врача лекарство и идет домой, а если у него через несколько дней заболит голова, то он принимает данное ему лекарство (плацебо) и голова через 10 минут действительно перестает болеть.
Это и есть действие косвенного внушения, которое следует строить так, чтобы представления внушаемого совпадали с выполняемым внушением. Следует заметить, что выписывание рецепта лекарства, без внушающего разъяснения его действия, значительно снижает его эффективность.
А теперь рассмотрим вопросы внушения и внушаемости в СК.
с Внушаемость - это степень восприимчивости к внушению, определяемая способностью подчиниться внушающему воздействию. Противоположное внушаемости свойство - это критический анализ.
Внушаемость - это готовность изменить свое поведение не на основании разумных, а логических доводов, а по одному лишь предложению, которое может исходить от любого человека, группы людей или иных прямых или опосредованных суггесторов. При этом внушаемый не отдает себе ясного отчета в анализе ситуации.
Подчиняясь внушению, он продолжает считать свой образ действия как бы результатом собственной инициативы и собственного решения.