Воображение экстрасенсов


Воображение экстрасенсов и учение об
иллюзиях и галлюцинациях

В русской и мировой нетрадиционной медицине стали много говорить о так называемой болезни экстрасенсов, когда у большинства вроде бы психически нормальных и даже в определенном смысле талантливых людей вдруг проявляются экстрасенсорные способности. И вот неожиданно для окружающих, например, врач-академик или юрист-аналитик заявляют своим близким, а иногда и во всеуслышание, что у них неожиданно, якобы чудесным образом или при конкретных удивительных обстоятельствах (например, при встрече с НЛО) вдруг обнаружились экстрасенсорные способности. Появившиеся новые способности проявляются, со слов вновь испеченных экстрасенсов, прежде всего в контактах с Космосом, НЛО, Высшим разумом, видениях и ясновидении, голосах и яснослышании и т. д.
Считаю своим долгом в этой связи прокомментировать эти явления, в их абсолютном большинстве, как обыкновенные иллюзии и галлюцинации, часто с манией величия, паранойи и элементами шизофренического бреда.
Но для объяснения своей точки зрения поклонникам экстрасенсов хочу поподробнее рассказать о феномене иллюзий и галлюцинаций, так как абсолютное большинство населения не совсем хорошо знакомо с этими очень сложными медицинскими явлениями.
Наиболее интересные исследования в области иллюзий и галлюцинаций провели наши русские ученые - В. М. Бехтерев, В. X. Кандинский, С. П. Рончевский, Е. А. Попов, В. А. Гиляровский, В. М. Кандыба, М. И. Рыбальский и др.
Принято считать, что 10-20% населения хотя бы один раз в жизни отмечала у себя феномен галлюцинации. Кроме того, галлюцинации встречаются у 20-30% психически больных, особенно при психозах, а также у здоровых лиц в виде единичных кратковременных эпизодов при легких изменениях сознания, соматических страданиях, в дремотных и просоноч-ных состояниях, в трансовых (СК) и психоделических состоя-ниях, в суженных состояниях сознания, в состояниях религиозного или иного экстаза, при аффектах страха (особенно в детстве), гнева и т. п., а теперь, как выяснилось, еще и у экстрасенсов.
Так что теперь можно предположить, что если человек называет сам себя экстрасенсом, то это, видимо, надолго...
На мой взгляд, наиболее четкое теоретическое объяснение иллюзиям и галлюцинациям дал М. И. Рыбальский в своем, ныне классическом, труде Иллюзии и галлюцинации (1983г.).
Иллюзия - это ошибочное, искаженное, извращенное, имеющее естественное или неестественное внешнее оформление, сопровождающееся большей или меньшей аффективной реакцией субъективно-реперцептивное ощущение или восприятие объективно существующего предмета, явления или действия.
Различают следующие виды иллюзий:
1. Иллюзии физические и физиологические.
2. Элементарные неврологические иллюзии ощущения.
3. Иллюзии органические (дисметаморфопсии и др.).
4. Иллюзии рефлекторные (синестезии).
5. Иллюзии функциональные (парейдолические).
6. Иллюзии психические (психогенные, аффективные).
7. Иллюзии трансовые (СК-иллюзии, внушенные в СК-2 приоткрытых глазах).
8. Иллюзии при синдромах помраченного сознания.
9. Иллюзии ложного узнавания.
10. Иллюзии интерпретативные, бредовые, аутосуггестивные.
11. Иллюзии психоделические (возникающие в результате приема психоделиков, специальных гипервентиляционных или иных дыхательных упражнений и др.).
12. Иллюзии предсмертные (возникающие в процессе умирания).


13. Иллюзии сенсорного голода.
14.Иллюзии устойчивой концентрации внимания
Галлюцинация - это феномен, при котором кажущийся образ (зрительный, слуховой, тактильный и др.) возникает вне помрачения сознания, при отсутствии реального внешнего раздражителя; более или менее связан с предшествующим расстройством мышления и выражает это расстройство; проецируется в воспринимаемое пространство и ассимилируется им (вступает во взаимоотношение с реальными объектами); оценивается человеком без критики, как действительно истинно существующий объект. Поэтому к истинным можно отнести элементарные галлюцинации, галлюцинозы (кроме органических), функциональные и рефлекторные галлюцинации, возникающие вне помрачения сознания.


К истинным галлюцинациям не относятся: фотопсии и акоазмы, органические галлюцинозы, эйдетические образы, образы сновидений и внушенные СК-галлюцинации, все галлюцинаторные феномены состояний помраченного сознания, галлюциноиды и псевдогаллюцинации, психические галлюцинации.
Различия между иллюзиями и галлюцинациями сводятся к тому, что возникновение иллюзий связано с фиксируемыми в данный момент органами чувств и искажаемыми в сознании действительными ощущениями или восприятиями объективных предметов, явлений, действий и др., а галлюцинации возникают вне указанной связи, являясь до деталей воображенным вымыслом или полностью интенсифицированным представлением.
Некоторые иллюзорные и галлюцинаторные феномены не имеют между собой существенных различий, а многие другие существенно отличаются друг от друга. Клинические наблюдения показывают, что в большинстве случаев при наличии аффективных, психогенных и примыкающих к ним аутосуггестив-ных галлюцинаций, а также при галлюцинациях помраченного сознания тщательное обследование обычно позволяет выявить одноименные и однотипные иллюзии.

Вместе с тем при наличии иллюзий аналогичного генеза одноименные галлюцинации имеются не всегда, и только дальнейшее развитие болезни приводит к переходу иллюзий в галлюцинации. Степень вовлеченности сознания и мышления при возникновении обоих феноменов остается в этом случае одинаковой.
Следовательно, перечисленные иллюзии и галлюцинации отличаются друг от друга только по масштабам, объему патологического творчества. Наоборот, любые иллюзии принципиально отличаются от псевдогаллюцинаций, неполных псевдогаллюцинаций (галлюциноидов), большинства галлюцинаций и галлюцинозов истинных (непомраченного сознания).
Особо должны рассматриваться соотношения между неврологическими (органическими) иллюзиями (микро- и мак-ропсии, расстройства схемы тела, другие психосенсорные мнимоощущения) и органическими галлюцинациями (Бонне, Лермитта и др.). Здесь имеет место, с одной стороны, различие в масштабах патологического творчества и степени вовлеченности мышления, а с другой - сходство, обусловленное влиянием на формирование феномена органической патологии.
При клиническом сопоставлении любых иллюзий и галлюцинаций следует понимать главное, что галлюцинация - это субъективное переживание, в момент возникновения которого не имеется воздействия какого-либо соответствующего ему конкретного реального объекта (зрительного, слухового и др.), в то время как иллюзия, также субъективное переживание, всегда представляет собой искажение объективной реальности.
Несколько слов о структуре клинической оценки иллюзий и галлюцинаций. К основным общим критериям относят: состояние сознания; степень условного соответствия клиники галлюцинаций тому или иному уровню единого процесса познания; состояние мышления, интеллекта, критики, эмоциональной сферы; взаимоотношения галлюцинаций с личностью больного и др.
К основным частным критериям относят: состояние внимания; степень навязчивости, насильственности, чуждости, сделанности, сенсорности; положение и локализация галлюцинаций во времени и пространстве; степень естественности (реалистичности) галлюцинаторного образа, его реальности для субъекта и взаимосвязи с объективным окружением; степень определенности и законченности галлюцинаторного образа; взаимоотношения галлюцинаций с однородными (галлюцинациями иного типа) и разнородными (сверхценными идеями, бредом и др.) феноменами; связь галлюцинирования с рецепторными функциями.
К вспомогательным признакам относят: статичность и динамичность; стабильность и лабильность; телесность и прозрачность; объективные признаки галлюцинирования; изменчивость галлюцинаций под влиянием различных воздействий (физических, фармакологических).
Рассмотрим подробнее основные общие критерии клинической оценки иллюзий и галлюцинаций:
1. Состояние сознания. Говорить о ясном сознании можно лишь тогда, когда нет каких-либо нарушений со стороны психики и сохраняются способности правильно, адекватно воспринимать и отражать окружающую объективную реальность; ориентироваться в характеризующих ее категориях; осмысливать и фиксировать в памяти новую информацию; объективно анализировать собственные ощущения и восприятия; последовательно, логично мыслить; творчески целесообразно вмешиваться в происходящие вокруг явления.
Как мы видим из этого определения сущности ясного сознания, сознание экстрасенсов не удовлетворяют этим требованиям. Поэтому в СК-терапии принято различать изменение состояния сознания от помрачения уже в клиническом понимании.
Наиболее значительное нарушение сознания, его помрачение, отмечается у экстрасенсов при иллюзиях и галлюцинациях онирического, делириозного, онейроидного, сумеречного, аментивного синдрома, а наименьшее изменение встречается при галлюцинозах, псевдогаллюцинациях, психических галлюцинациях.
Клиника иллюзорных и галлюцинаторных переживаний, входящих в структуру того или иного синдрома помраченного сознания, почти полностью определяется характером этого синдрома. Помрачение же сознания, которое мы отмечаем у экстрасенсов, присоединяется к клинической картине психоза, протекающего с иллюзиями и галлюцинациями, существенно меняет их проявление. Именно поэтому экстрасенсы всегда не просто зациклены на каком-то ложном учении или неадекватной интерпретации реальности, а почти всегда безумно агрессивны с сопутствующей симптоматикой недержания речи и словесного поноса, а часто просто бреда.

Не подлежит сомнению, что между галлюцинациями, феноменологически близкими, но возникающими при непомраченном и помраченном сознании экстрасенсов, недопустимо ставить знак равенства. Это феноменологически сходные, но физиологически, патогенетически, патоки-нетически различные симптомы.
Нельзя объединять в одну группу истинных галлюцинаций вербальные обманы экстрасенса, больного шизофренией, и голоса, которые слышит экстрасенс в делириозном состоянии. При тех и других такие свойства галлюцинаций, как локализация в пространстве, сенсорная яркость, чувство реальности для экстрасенса могут быть почти идентичными; несмотря на это, упомянутые галлюцинации представляют собой различные феномены. Все сказанное в равной степени распространяется и на иллюзии экстрасенсов, наблюдаемые при непомраченном и помраченном сознании.

При помрачении сознания у экстрасенсов прежде всего меняется характер нарушения критики к иллюзорным и галлюцинаторным переживаниям. Так, если, например, при шизофрении (наиболее, кстати, распространенной болезни среди экстрасенсов) некритичность экстрасенсов обусловлена расстройством Мышления, паралогичной оценкой собственных переживаний, бредом о контактах с Космическим Разумом или самим Господом Богом, то при психозах, протекающих с помрачением сознания, некритичность полностью зависит от этого помрачения и развивается параллельно с ним и адекватна ему по степени и глубине.
Характерно, что иллюзии и галлюцинации, наблюдаемые у экстрасенсов при помрачении сознания, феноменологически мало чем отличаются друг от друга и часто имеют неестественный, фантастический сюжет, например, встреча с НЛО или встреча с Учителем и т. п. Иллюзии же при непомраченном сознании у экстрасенсов более реалистичны, и так же, как галлюцинации, могут соответствовать бредовым убеждениям экстрасенса. Типичным в таких случаях можно считать то, что бред опережает по времени иллюзии и галлюцинации, предопределяя их сюжет.

Аффективная реакция (возмущение, страх, злость и др.) здесь вызывается в первую очередь бредовой убежденностью, а не галлюцинациями, лишь подтверждающими бред. Вне помрачения сознания у экстрасенсов чаще бывают слуховые обманы, реже зрительные иллюзии и галлюцинации, а при синдромах помраченного сознания зрительные обманы превалируют над слуховыми, причем для возникновения зрительных иллюзий и галлюцинаций требуется большая степень нарушения сознания, чем для слуховых.
Указанные обстоятельства объясняются разной степенью связи зрительных и слуховых феноменов с образным и абстрактным мышлением.




Содержание раздела