“Интересно, какой из ваших пальцев начнет двигаться первым. Возможно, это будет большой палец или указательный, или средний, или мизинец.
Один из ваших пальцев вздрогнет или шевельнется.
Вы не знаете точно, когда и на какой руке. Смотрите все время внимательно, и вы заметите сперва легкое вздрагивание, возможно, в правой руке.
Смотрите, мизинец вздрагивает и шевелится.
В начале движения заметите интересную вещь.
Промежутки между пальцами очень медленно расширяются, пальцы понемногу раздвигаются, и вы замечаете, что пространство между ними становится все больше и больше. Пальцы будут медленно раздвигаться, они расходятся все больше и больше, все больше и больше, вот так”.
Это первое прямое реальное внушение, на которое предполагается получить ответ пациента. Если пальцы начинают раздвигаться, значит, пациент реагирует на внушение. Гипнолог
продолжает говорить так, как если бы ответ возник сам собой при естественном течении событий.
“Когда пальцы раздвинутся, вы вскоре заметите, что они начинают непроизвольно сгибаться, образуя арку над бедром, как будто они хотят подняться все выше и выше (указательный палец пациента начинает слегка приподниматься). Заметьте, как поднимается указательный палец.
Одновременно и другие пальцы собираются последовать за ним; вот они медленно поднимаются (другие пальцы поднимаются).
В то время как пальцы будут подниматься, вы почувствуете легкость в кисти руки, ощущение легкости будет нарастать по мере того, как пальцы будут подниматься, образуя арку; вся кисть приподнимается, поднимается медленно, легко, как перышко, как шар поднимается в воздух, поднимается, поднимается в воздух, в воздух, в воздух, поднимается все выше и выше, все выше и выше, кисть становится очень легкой (кисть начинает подниматься).
Когда вы смотрите на поднимающуюся кисть руки, вы замечаете, что вся ваша рука поднимается, поднимается в воздух, немного выше, еще выше, еще, еще, еще (рука поднялась над бедром почти на 10 см, и пациент пристально смотрит на нее). Продолжайте смотреть на кисть, на всю руку; рука поднимается, и вы вскоре почувствуете, насколько устали ваши глаза и как вас клонит ко сну.
В то время как ваша рука будет подниматься, вы почувствуете себя усталым, расслабленным, вам захочется спать, очень захочется спать.
Веки станут тяжелыми, и вам, наверное, захочется закрыть глаза. И пока ваша рука поднимается все выше и выше, у вас появляется желание все больше расслабиться, вам все больше и больше хочется спать, хочется спать, хочетс
почувствовать расслабление и покой, закрыв глаза и уснув”.
Отметим, что если пациент поддается внушению, его положительный ответ используют, чтобы подкрепить следующее внушение. Например, если рука пациента поднимается, ему внушают, что он уснет именно потому, что его рука поднимается.
“Ваша рука поднимется выше, еще выше, еще, еще, и вам очень хочется спать; веки тяжелеют, дыхание становится медленным и ровным. Дышите глубоко вдох, выдох (пациент держит вытянутую руку прямо перед собой, его глаза моргают, дыхание глубокое и ровное).
В то время как вы пристально смотрите на руку и чувствуете себя все более сонным и расслабленным, вы замечаете, что направление вашей руки начинает изменяться.
Рука понемногу сгибается, кисть все больше и больше приближается к вашему лицу, еще, еще, еще, и пока она поднимается, вы медленно, но неуклонно погружаетесь в глубокий-глубокий сон, в котором вы полностью расслабитесь, настолько, насколько вы захотите.
Рука продолжает подниматься, выше, еще выше, пока не достигнет лица, и вы все больше и больше будете хотеть спать, но вы не должны заснуть прежде, чем ваша рука коснется вашего лица. Когда рука коснется лица, вы будете спать, глубоко спать”.
Здесь пациенту предоставляется самому регулировать темп погружения в сон, с тем чтобы в момент, когда его рука коснется лица, у него создалось впечатление, что он заснул потому, что сам этого хотел. Поднятие руки и погружение в сон взаимно усиливают друг друга.
Когда, наконец, пациент закроет глаза, он войдет в транс, в возникновении которого сам принимал участие.
Позднее он будет менее склонен отрицать, что был в трансе.
“Теперь кисть руки меняет направление. Она поднимается, она поднимается к вашему лицу.
Ваши веки становятся тяжелыми.
Вам все больше хочется спать, все больше хочется спать, все больше и больше хочется спать (кисть руки пациента приближается к лицу, он моргает все чаще). Ваши веки тяжелеют, они очень тяжелые, кисть руки поднимается прямо к лицу, вы чувствуете усталость, сонливость.
Глаза закрываются, закрываются. Когда кисть коснется вашего лица, вы будете спать, глубоко спать. Вы будете чувствовать все большую сонливость, все большую сонливость, все большую сонливость, вы очень захотите спать, почувствуете сильную усталость;
ваши веки тяжелы, как свинец, а кисть руки поднимается прямо к вашему лицу, и, когда она достигнет лица, вы будете спать (кисть руки пациента касается лица, и его глаза закрываются). Спите, спите, просто спите.
Во время сна вы чувствуете себя очень усталым и расслабленным.
Я хочу, чтобы вы сосредоточились на расслаблении, на состоянии релаксации без напряжения.
Думайте только о сне и больше ни о чем, о глубоком сне”.
“Путешествие во времени”
Одна из техник, изобретенных Милтоном Эриксоном, предполагает использование образа будущего с целью изменения поведения человека. Эриксон полагал, что если человек, находясь в трансе, переживает тот момент, когда его цель будет уже достигнута, то это поможет ему достичь этой цели в реальности.
Такое переживание порождает феномен “незаконченного дела”, создающий мотивацию достижения цели.
Ниже приводится алгоритм метода Эриксона “Путешествие во времени”. Иногда его называют “методом хрустальных шаров”:
1. Начните с образа достижения. Чего вы хотели бы достичь?
Как вы будете выглядеть, когда достигнете своей цели?
2. Используйте известные вам приемы наведения транса.
3. Попросите клиента представить себе семь хрустальных шаров, расположенных по дуге. Дайте ему инструкцию поднять палец или кивнуть, когда он представит себе хрустальные шары.
4. Попросите клиента заглянуть внутрь центрального хрустального шара и увидеть там себя в настоящий момент: “Как вы выглядите сейчас, желая достичь своей цели?” Попросите его поднять палец или кивнуть головой, когда ему удастся увидеть себя в центре первого хрустального шара. Хорошо.
5. Затем попросите клиента посмотреть на шар, следующий за центральным по направлению вправо вниз. Поговорите о временах года, которые недавно миновали, о школьных воспоминаниях, чтобы создать легкую возрастную регрессию.
Попросите его подождать, пока в хрустальном шаре не возникнет воспоминание о некотором событии, возможно, забытом, но имеющем отношение к достижению поставленной цели.
Когда образ этого события появится, пусть клиент подаст знак. Хорошо.
6. Переход к следующему шару по направлению направо вниз. Предложите клиенту продвигаться далее назад во времени, ожидая, пока в этом шаре появится образ более давнего события.
Когда такой образ появится, пусть подаст знак.
Хорошо.
7. Переход к следующему шару. Предложите клиенту продвинуться еще дальше назад во времени и подождать, пока в шаре не появится образ третьего, еще более давнего события.
Когда образ появится, пусть клиент подаст знак.
Хорошо.
8. Попросите клиента просмотреть все четыре образа в хрустальных шарах. Пусть он сравнит образы, найдет в них общее и различное.
Отметьте, что, сравнивая образы, он может понять нечто важное для себя, и это поможет ему достичь своей цели.
Попросите его подождать, пока такое понимание не возникнет. Когда оно возникнет, пусть клиент подаст знак.
9. А сейчас попросите клиента переместить свое внимание к крайнему левому шару, к самой дальней точке на оси времени. Используйте метафору: ветер быстро перелистывает настольный календарь.
В этом хрустальном шаре должен появиться образ самого клиента, уже достигшего своей цели.
Подождите, пока клиент кивнет головой. Предложите ему войти внутрь образа и пережить ощущение успеха, завершенности дела.
10. А теперь пусть клиент, сохраняя ощущение успеха, посмотрит на следующий хрустальный шар.
Эта точка на временной линии более близка к настоящему моменту.
Попросите клиента подождать, пока не возникнет образ того, как именно была достигнута поставленная цель.
Когда образ появится, клиент должен подать знак.
11. Переведите внимание клиента на последний хрустальный шар.
Этот момент времени еще более близок к настоящему. И снова клиент должен подождать возникновения образа того,
что он делал несколько раньше, чтобы достигнуть своей цели. Когда такой образ появится, клиент снова подаст знак.
12.
Предложите клиенту соединить все шары, представив, например, что они расположены на радуге или на золотой ленте. Дайте ему разрешение забыть пережитое в трансе, если его сознание не хочет об этом знать.
Предложите клиенту вернуться в ситуацию “здесь и сейчас”.
Выход из транса.