Эриксон защитил степени бакалавра, магистра психологии и доктора медицины в университете штата Висконсин. Он создал Американское общество клинического гипноза и был его первым президентом.
Он учредил “Американский журнал клинического гипноза” и был его главным редактором.
Эриксон был директором-основателем Фонда обучения и исследований при Американском обществе клинического гипноза, работал в звании адъюнкт-профессора на медицинском факультете Университета Уэйна, являлся пожизненным членом Американской ассоциации психологов и Американской ассоциации психиатров. Доктор Милтон Эриксон автор более 140 научных статей, большинство из которых посвящены проблемам гипноза.
Он написал в соавторстве немало книг, и среди них “Гипнотический опыт: терапевтический подход к измененным состояниям сознания”, “Гипнотические реальности”, “Применение гипноза в медицинской и зубоврачебной практике”, “Искажение времени под гипнозом”.
Эриксон был твердо убежден, что каждая личность неповторима, подвижна, уникальна. Любая жесткая теория (в том числе и теория личности) сковывает и ограничивает психотерапевта.
В 1948 году Эриксон переехал в Феникс, штат Аризона. Основными его занятиями были частная практика и чтение лекций по гипнотерапии.
В Аризону стекались больные со всего света, приезжали ученые и многочисленные ученики.
В 51 год Эриксона снова парализовало и на этот раз ему удалось выздороветь лишь частично. Его мучили постоянные головные боли.
Почти не действовала правая рука, левая тоже была ограничена в движениях.
Только половина диафрагмы была подвижна, губы частично парализованы, язык смещен.
Он не мог пользоваться вставными зубами.
Но он сумел развить голос основной инструмент своей работы и очень гордился тем, что мог владеть речью. Однако со временем и речь его стала глухой и невнятной.
Видимо, поэтому он говорил так медленно и размеренно.
Болезнь разрушала его организм.
Последние 10 лет жизни он был прикован к инвалидному креслу.
Вопреки этим ограничениям, а во многом и благодаря им, Эриксон научился использовать возможности и реализовывать потенциальные способности, которыми обладает каждый из нас. У людей Эриксон неизменно вызывал изумление и восторг.
Успехи и положительные изменения, которых добивались его ученики и пациенты, Эриксон никогда не ставил себе в заслугу.
Наоборот, он выражал искреннюю радость, что человек сумел открыть в себе новые возможности и новый источник силы.
Эриксон умер от острой инфекции 25 марта 1980 года. После смерти Эриксона ученики продолжили его теоретические изыскания.
Доктор Зайг опубликовал двухтомный труд об эриксо-новской психотерапии.
В июле 1988 г. был выпущен специальный журнал, посвященный Эрик-сону и его школе.
За последнее время выпущено множество работ, посвященных эриксоновскому гипнозу.
Согласно Эриксону, гипнотический транс
это такое состояние психики, в котором она наиболее способна к изменению и к восприятию нового знания. Это вовсе не искусственно вызванное сонное состояние.
Психотерапевт не возвышается над клиентом, не “подчиняет” его себе; клиент сохраняет полный самоконтроль и отнюдь не следует велениям чужой воли.
В сущности транс это естественное состояние, переживавшееся каждым из нас. Самый известный пример подобных переживаний грезы наяву.
Но состояние транса может наступать и при других обстоятельствах например, тогда, когда мы погружаемся в размышления, молимся или выполняем физические упражнения, такие, как бег трусцой, который иногда называют “медитацией на ходу”.
В подобных ситуациях человек более ярко осознает внутренние ощущения, тогда как внешним стимулам звукам и движениям в это время придается меньшее значение.
Эриксон считал, что в трансовом состоянии человек больше способен к “бессознательному обучению”. Транс является тем состоянием, которое облегчает обучение и делает открытость и готовность принять изменения наиболее вероятными.
Чтобы помочь пациенту войти в транс, необходимо овладеть его вниманием и направить это внимание вовнутрь, побуждая к внутреннему поиску и добиваясь гипнотического отклика.
Этот гипнотический отклик, который, с одной стороны, связан с внутренними потребностями и предпочтениями пациента, а с другой обусловлен целенаправленной волей гипнолога, исходит из “обширного хранилища знаний”, накопленных пациентом в течение жизни.
В 1990 году в г. Обнинске проходил семинар по эриксоновскому гипнозу. Именно на этом
семинаре я учился навыкам эриксоновского гипноза непосредственно у профессора Майкла Спаркса.
Майкл Спаркс профессор, доктор философии, преподает на факультете подготовки управленческих кадров Калифорнийского государственного университета в Сакраменто. Он проводит также тренинг в таких областях, как подготовка персонала к работе в группе, лидерство, управление мотивацией, коммуникация.
Он участвовал в разработке программы группового тренинга американских космонавтов, которые должны были работать на космической станции.
Используя материалы семинара и личный опыт, разрешите мне познакомить вас с уникальными технологиями эриксоновского гипноза.
Эриксон всегда придавал гораздо большее значение человеку, нежели любой технике. Для него транс это нечто, в чем вы участвуете вместе с человеком, но никак не действие, которое вы проводите с ним как с объектом.
Отношения являются равноправными.
Никто никем не управляет.
Транс это не какое-то исключительное состояние, которого вы можете достичь лишь с помощью значительных усилий. По мере того, как вы будете приобретать умение распознавать внешние признаки транса, вы начнете замечать, что люди в течение дня много раз входят в это состояние и выходят из него.
Некоторые погружаются в транс ненадолго.
Другие испытывают очень легкий транс, третьи предпочитают более глубокий.
Кажется, что человек интуитивно знает, какие глубина и длительность транса нужны и полезны именно ему. Одним из достижений Эриксона было то, что он оценил транс как широко
распространенное, часто встречающееся явление (поездка на машине, стояние в очереди, слушание лекции и т.д.) и начал использовать эти естественно возникающие состояния в своей работе.
Вы все, вероятно, слышали о последствиях лишения сна. Последствия недостатка пищи, воды, кислорода, витаминов, физических движений тоже всем понятны.
Менее понятна потребность в состоянии транса.
Именно в трансе наше подсознание может произвести ту внутреннюю реорганизацию психики, в которой мы нуждаемся, чтобы приспособиться к столь быстро меняющейся в наше время действительности. Печально, что в настоящем индустриальном мире мы утеряли многие ритуалы более примитивных обществ церемонии с пением, танцами и мифологическими действиями, в результате которых у людей наступало состояние транса.
Вновь обретая способность входить в состояние транса, мы становимся достаточно гибкими для того, чтобы глубоко измениться и тем самым приспособиться к жизни, проложить свой путь через переходное состояние к новому состоянию. Без транса мы остаемся жестокими и хрупкими, как умирающее растение.
И тогда мы уязвимы и беззащитны, легко поддаемся влиянию других людей.
Входя в состояние транса, вы присоединяетесь к целительному древнему миру вне зависимости от конкретной культуры.
Когда Эриксона просили объяснить, что такое гипноз, он отвечал: “Гипноз это передача образов”. Образы управляют нашей жизнью. Карл Прибрам, известный ученый-нейропсихолог, ввел термин “образы достижения” и доказал, что человеческая психика организует себя в соответствии с глубинными образами достижения,
определяющими направление жизни человека. Образы можно изменить.
Как правило, эти глубинные образы отличаются устойчивостью.
Д.Н.Узнадзе назвал их установками. Они могут быть изменены в двух типах ситуаций.
Первая ситуация позволяет человеку находиться в состоянии релаксации, неподвижности и направить внимание внутрь себя.
Второй путь к изменению этих образов предполагает ритмическое движение (танцы, ходьба, бег и др.).
В моменты дезорганизации, изменений, кризисов люди испытывают стресс и застывают. Внимание становится жестко зафиксированным.
Мышцы напрягаются.
Дыхание делается поверхностным и может даже прерваться на короткий момент, как это бывает, когда вас кто-то напугает. В мозг поступает меньше кислорода.
И именно тогда, когда люди более всего нуждаются в новых образах достижения, в новых мечтах и целях, чтобы по-новому направить свою жизнь, сама физиология делает создание этих образов невозможным.
Сознание отчаянно пытается облегчить муки стресса.
Оно описывает все новые и новые круги в пределах тех ситуаций и событий, которые вызывают боль и от которых хотелось бы избавиться.
Человек напоминает ракету, запущенную по жестко заданной траектории. Он не способен тогда задать себе более важный вопрос:
“Чего я хочу?”
Одной из целей наведения транса является создание физиологического состояния, в котором человек мог бы начать создавать новые образы достижения, менять установки, что в свою очередь позволило бы ему по-новому направить свою жизнь, чтобы самоосуществиться в мире дезорганизации и стресса.