Системы веры, как эффективные и полезные, так и болезненные, разрушающие, формируются множеством способов: моделирование, обучающие модели, обстоятельства, травмы, повторение событий и внушений и т.д. Я верю, что каким путем они ни формировались, они действуют на все наше поведение сходно с гипнотическими явлениями. Какие бы специфические причинные факторы ни присутствовали, системы веры, по крайней мере частично, образуются и действуют посредством аппарата внушения, а также примеров и параметров, установленных другими.
"Тогда мы должны считать образ мира наиболее исчерпывающим, наиболее сложным синтезом мириадов опытов, убеждений, влияний, их интерпретаций, результатов приписывания значений воспринимаемым объектам. В самом конкретном смысле, образ мира - это результат связей... (внушений). Это не просто мир, а мозаика единичных образов, которые можно интерпретировать сегодня одним способом, а завтра другим; паттерн паттернов, интерпретация интерпретаций, результат непрерывных решений о том, что может и что не может быть включено в эти мета-интерпретации, которые сами являются следствиями прошлых решений."
(Вацлавик, 1978)
Негативная вера.
Некоторые люди очень похожи на мягкие, от стенки до стенки ковры. Кажется, что они сохраняют отпечатки людей, которые ходили по ним в прошлом. Случается, что эти "отпечатки" (системы веры) добавляются, а во многих случаях вытесняют так называемую реальность.
Когда индивидуальное "мозаика единичных образов" постоянно интерпретируется стереотипным образом, человек становится очень консервативным и возможности выбора у него ограничиваются. Если его системы веры говорят ему, что его никто не любит, или что у него ничего не получается, он начинает искажать или отрицать реальность, чтобы подтвердить собственный "образ миры". Если мы снова рассмотрим традиционную версию гипноза (гипнотических систем веры), которая утверждает, что гипноз - это связь идей и отношений, которые оказывают жесткое воздействие на внутренние системы веры человека, а затем заставляют его реагировать на "внушение", то мы можем более ясно представить соотношение между гипнотическими явлениями и системами веры. Ребенок, которому приказывают никогда не говорить "нет" или не пытаться быть лучше своих родителей, может вырасти и под влиянием этих внушений действовать так, как будто они являются абсолютными законами... частью десяти Заповедей. Этот человек "знает", что любое нарушение таких Заповедей принесет боль и зло.
В действительности это неправда, но это абсолютная истина во внутреннем мире человека, основанном на системах веры. Этот человек действует под влиянием гипнотического явления, известного как "негативная галлюцинация", которая заставляет его постоянно отвергать внешнюю информацию, которая могла бы доказать, что его системы веры не обязательно точны. Вместо этого он остается печальным, несчастным и подавленным, потому что его внутренние системы веры гипнотизируют его, заставляют следовать только тем шагам, которые подтверждают эти "внушения".
Несколько лет назад я вместе с одним психиатром обсуждал его пациента. Психиатр был расстроен, так как он "знал", что он может помочь пациенту, "но ничего не происходило". Он сказал мне, что действительно мог бы помочь, если бы пациент был более психологически проницаемым, более сознательным, более мотивированным и мог как следует понять "действительную цель терапии". Я ответил: "Если бы ваш пациент обладал всеми этими достоинствами, он не нуждался бы в вас.
Вы уверены, что работали с тем пациентом, который был перед вами, а не с тем, которого вы вообразили?" Мораль этой истории такова: если бы ваш пациент был способен немедленно стать таким, как вы хотели, он не оказался бы у вас. Так как пациент пришел к вам за помощью, верней всего будет признать, что его "заклинило" по крайней мере на некоторых аспектах его жизни. Я считаю, что первой и, возможно, самой важной задачей является выявление того, что мешает человеку использовать новые возможности, которые вывели бы его из этого состояния.
Чтобы выявить это, вы должны начать работать с этим человеком, а не с тем, которого вы вообразили. Использование известных и, возможно, болезненных систем, чтобы придать им новое значение - это наилучший путь для изменений к лучшему.
Индукция через системы веры.
Во время одного из моих семинаров ко мне обратился молодой психолог, расстроенный тем, что его "не могут" загипнотизировать. Он говорил, что всячески пытался содействовать, но без толку. Он продолжал "слышать" все, что говорил другой человек и "ничего необычного не происходило". Попросив его сесть перед группой, я задал ему следующий вопрос: "Мне кажется, что у вас есть четкое представление о том, что должен говорить человек, чтобы как следует вас загипнотизировать, не так ли?" Он кивнул головой и ответил:
"Мне кажется, что да". Тогда я сказал: "Так как мы все здесь для того, чтобы учиться, я хотел бы знать, что должно с вами произойти, чтобы вы поняли, что вы находитесь в гипнотическом состоянии". Он назвал несколько явлений, включая каталепсию рук. Я уточнил его выбор (систему веры), спросив: "Вы имеете ввиду, что только по каталепсии рук вы можете понять, что находитесь в состоянии гипноза?" Он ответил: "Вот именно!
Абсолютно верно!" Затем я попросил его сделать мне одолжение и закрыть глаза, что он и сделал. Затем я велел ему не обращать внимания на то, что я буду говорить, а слушать только свой внутренний голос, говорящий "нужные" слова. Он кивнул, и я начал говорить пустые фразы типа: "продолжайте так же", "так хорошо... даже еще медленнее".
После нескольких подобных комментариев я сказал: "Продолжайте слушать свой внутренний голос". После этого я замолчал. Через три или четыре минуты я мягко взял его за запястье правой руки, медленно поднял ее перед ним и подержал в этом положении около 30 секунд. Затем медленно отпустил.
Рука осталась там, где была, а примерно через пять минут он открыл глаза. Он взглянул на свою "каталептическую" руку и воскликнул: "Черт возьми! Я сделал это!"
Вышеописанное - это пример того, как использование одной единственной системы веры человека помогает ему почувствовать перемену. В этом случае системы веры человека использовались для того, чтобы сделать то, что он хотел, но у него не получалось погрузиться в гипнотическое состояние! Когда он утверждал, что все же может слышать голос другого человека и что не происходит ничего необычного, он использовал слова, которые описывали одно из его карт, но не обязательно "реальный" мир. Его карта говорила ему, что он не должен слышать голос гипнотизера. Поэтому я попросил его слушать только его собственный голос, я даже прекратил говорить.
К тому же, я использовал то, что он определил как "нечто необычное" - каталепсию руки, чтобы помочь ему изменить свое состояние. Спор с его системами веры или попытки сделать то, что уже не срабатывало, но только в большей и лучшей (так ли?) степени, возможно, привели бы к тому, что он еще больше бы замкнулся.
Вы можете... теперь... использовать приведенный пример как руководство по развитию новых творческих подходов к "неподатливым" и/или "сопротивляющимся" пациентам.
Если, как мне кажется, системы веры и реакции, вытекающие из них, являются почти гипнотическими по природе, тогда использование этой вещи, которой не существует,- гипноза,- чтобы дать человеку новую карту, на деле является использованием того, что он уже знает, чтобы научиться и испытать нечто новое. Если это не получается (использовать то, что он знает), можно пойти на риск и позволить человеку реагировать на старые системы веры автоматически и отрицать возможность изменения. Реакция человека может быть доведена до такого автоматизма, что источник или первоначальная цель реакции исчезает из сознания. Янг (1978), начав с другого места, и, возможно, идя другим путем, говорил:
"Весь процесс познания во многом исходит изнутри, как результат действия программ, частью унаследованных, частью приобретенных. Эти программы действуют вместе с сигналами органов чувств, но даже они не просто накладываются на нас. То, что мы видим и слышим во многом является результатом действия наших программ поиска, часть которых следует своим привычным ритмам".
Так же, как гипнотический субъект автоматически реагирует на "шесть рычащих собак", основываясь на полученном гипнотическом "толчке", так и другие люди имеют тенденцию соединять определенные внешние стимулы (толчки) с определенными стереотипными реакциями. Внешний толчок становится символом или метафорой, которая приводит в действие цепь реакций, как будто человек выполняет постгипнотическое внушение. Янг излагает эту идею следующим образом:
"Ключом к используемой нами концепции является то, что символ - это специального вида сигнал, так как он воспроизводит черты окружающего таким образом, что организм тут же определяет его значимость и действует соответственно... Так что программы мозга символизируют окружающую среду в том смысле, что они порождают действие, или соответствуют ей, или представляют ее. Действие некоторых программ обеспечивается наследственностью, но многие из них построены на результатах взаимодействия с окружающей средой, записанных в памяти".
Эриксон - вера - метафоры.
Эти новые метафоры затем должны направляться на новые возможности выбора и реагировать на "реальный" мир. Поль Вацлавик, придя к тому же выводу другим путем, утверждал:
"Целью реалистически мыслящей терапии может быть только усиление способности справляться с возникающими жизненными трудностями, но не жизнь без проблем".