Лишний багаж


Лишний багаж.
В 2 часа ночи человек выходит из самолета. Он собирается начать путешествие туда, где он еще не бывал. Возбужденный предстоящим, он идет в багажное отделение и ждет. В скором времени багаж прибывает. Он ищет носильщика, но безуспешно.

Ему приходится брать багаж самому и тащиться через весь аэропорт. Только тогда он начинает понимать, что взял багажа слишком много. Пока он проходит по извилистым коридорам, вес багажа начинает тянуть его вниз.

Постепенно его возбуждение гаснет и сменяется утомлением и расстройством. Каждый шаг достается с трудом, а плечи ноют от напряжения. Вскоре каждый шаг как в агонии, он видит только свои ноги и чувствует тяжесть все сильнее и сильнее. Наконец, совершенно изможденный, он достигает выхода из аэропорта. Что за глупый способ начинать путешествие.

Однако здесь есть одна настоящая глупость: он продолжает тащить лишний багаж, зная, как это глупо.
Многие терапевты, особенно те, кто использует гипноз, часто предпринимают гипнотическое путешествие, нередко весьма болезненное из-за лишнего, как правило, бесполезного багажа, который они тащат с собой. К моменту окончания этого путешествия, и они и их пациенты утомлены и расстроены. Багаж, о котором я говорю,-это старые системы веры и предвзятые идеи о том, как люди должны думать, что испытывать и как взаимодействовать друг с другом. Тем из вас, кто читал замечательные книги Джона Гриндера и Ричарда Бендлера (особенно "The Structure of Magic 2"), уже знакомо то, о чем вы читаете. Однако советую вам не бросать эту книгу, так как вы найдете здесь дополнительные сведения и интересные тонкости.

Остальные найдут в этой книге информацию, в которую трудно поверить. Читайте, вы на пороге нового путешествия!
Частью лишнего багажа, без которого мы всегда можем обойтись, является "предположение" о том, что все люди в большей или меньшей степени думают и обрабатывают информацию одинаковым образом. Ничто не может быть дальше от реальности. Это правда, что все мы используем наши "сенсоры" (глаза, уши, нос, осязание и т.д.), чтобы "знать" мир вокруг нас. Но неправда, что мы делаем это так же, как кто-нибудь еще.

Мы не только обрабатываем информацию своим уникальным способом, но и передаем то, что испытываем, другим людям тоже своим уникальным способом. Слова, которые мы используем, в действительности являются метафорами по поводу наших индивидуальных реакций и переживаний. Для нас - тех, кто интересуется коммуникацией, или просто помогает людям, является обязательным знание того, как переводить чужие метафоры.

Давайте представим, что вы вместе со мной гуляете по красивому пляжу. Мы глубоко погружены в собственные ощущения. Наши "сенсоры" вбирают внешнюю информацию. Мы вдыхаем соленый воздух, чувствуем тепло солнечных лучей, видим чудесное голубое небо. Бессознательно каждый из нас обрабатывает этот входной поток.

Эта обработка происходит на основе нашего прошлого опыта, наших систем веры, ожиданий, оценок, представлений, относящихся к пляжу. Каждый из нас осознает свою обработку полностью или частично. Если мы сядем рядом и обсудим свои переживания, каждый для их описания найдет свои слова. При этом каждый может "предположить", что у другого слова будут те же самые, и что переживает он одинаково с ним.

От таких "предположений" и получаются испорченные связи.
Сознательные системы вывода информации.
Я хотел бы обозначить слова, которые мы используем для передачи своих переживаний другим людям, того как мы пытаемся передавать свои переживания другим, когда мы их осознаем, как сознательную систему вывода информации. Большинство из нас склонно "предполагать", что наша система вывода такая же как у других. Специалисты в области языка и исследователи полушарий мозга "обнаружили", что это не так. В возрасте 11-12 лет у человека развивается предпочитаемая система вывода. Эта система показывает, какую часть своего опыта человек склонен считать наиболее важной, по крайней мере, сознательно.

Эти системы вывода бывают в трех вариантах: Визуальная (В) - Кинестетическая (К) - Аудиальная (А). Установлено, что 40 % населения, по крайней мере в Соединенных Штатах, предпочитают визуальную систему для выражения другим своих переживаний. Эти люди склонны использовать визуальные фразы типа: "Я вижу, что вы хотите сказать ", "По-моему, это выглядит хорошо", "Мне еще не все ясно с системами вывода", "Не могли бы вы показать это на примере".


Следующие 40 % населения предпочитают кинестетическую систему в общении с другими. Они используют такие фразы: "Мне трудно уловить это", "Я хотел бы справиться с этим", "О! Все начинает становиться на свои места".

Короче, эти люди считают, что важно дать информацию на выходе в убедительной манере, чтобы вы твердо усвоили ее. И, наконец, последние 20 % предпочитают аудиальную систему вывода. Эти люди имеют тенденцию использовать много слов, чтобы добиться лучшего понимания.

К тому же, они любят фразы типа: "По-моему, это звучит хорошо", "Начинают звонить во все колокола", "Я хочу рассказать вам одну идею. Скажите мне, точно ли она звучит".
Система вывода: пляж.
Давайте ненадолго вернемся на пляж. Если вы спросите человека с "визуальной" системой, что ему нравится на пляже, он может отозваться следующим образом: "Мне нравится смотреть на волны и чудесное голубое небо. Я вижу, что люди хорошо проводят время, и, кроме того, с загаром я выгляжу куда лучше".

Если мы зададим тот же вопрос "кинестетику", он может сказать: "Я очень люблю, когда тепло. Я чувствую, как напряжение пропадает. Это помогает мне расслабиться". Человек с "аудиальной системой" может откликнуться:
"Мне очень нравится слушать шум волн. Это очень успокаивает, и я могу слышать собственные мысли". С другой стороны "визуальный" человек может сказать:


"Мне нравится смотреть на пляж и голубую воду. От этого я чувствую себя лучше". Хотя он кончает "кинестетической" фразой, он приходит к ней визуальным путем. "Кинестетик" может сказать: "Я по-настоящему расслабляюсь, когда прихожу на пляж. Я чувствую себя спокойно и могу посмотреть, что происходит".

Он заканчивает визуальным предложением, но движется к нему твердо через "кинестетику". "Аудиал" может сказать: "На пляже так тихо. У меня есть время сформулировать новые идеи. Я смотрю на людей и успокаиваюсь".

В этом месте многие из вас могут засомневаться. Вы можете подумать: "Я использую все системы". Это правда... но и неправда в то же время.

Правша может использовать левую руку, но больше и чаще склонен полагаться на правую. Люди с высоко развитой визуальной системой используют также кинестетические и аудиальные фразы. Однако, если вы обратите внимание, вы ясно увидите, что они рисуют устные картины.

Они показывают вам то, что они хотят, чтобы вы увидели. Человек с высоко развитой "кинестетикой" будет употреблять и визуальные и аудиальные фразы. Когда вы соприкоснетесь с тем, что он делает, вы обнаружите, что он пытается передать вам свои чувства к вещам. Он хочет, чтобы вы действительно ухватили суть того, что он вам передает. Люди с аудиальной системой могут ввести вас в заблуждение.

На своем опыте я убедился, что у них очень развита вторая система. Она может быть как визуальной, так и кинестетической. Но, если вы прислушаетесь, то услышите, какую систему они предпочитают. Они будут использовать очень много слов, чтобы описать свои чувства (кинестетика) или чтобы создать картину.

В любом случае, если вы избавитесь от такого лишнего багажа, как "замкнутый ум", я уверен, вам предстоит восхитительное путешествие. "Обращая внимание", "касаясь мимоходом", "схватывая суть вещей", вы обнаружите, какую систему предпочитает человек. Вы можете даже получить удовольствие, определяя, какая система вывода у вас.
В этом месте я хотел бы сделать небольшое предостережение. Многие эксперты по "системам" утверждают, что "визуальный" человек всегда в основном "визуальный", "кинестетик" остается "кинестетиком", а "аудиал" - "аудиалом". Я не согласен с этим выводом. Мой опыт убедил меня, что человек может быть в основном кинестетиком при одних переживаниях и обстоятельствах, но визуальным при других и аудиальным при третьих.

Я также верю, что пока организм человека функционирует нормально, он использует все системы в более или менее равной степени, при этом одно из них чуть больше. Но совсем другую картину мы имеем в случаях дисфункции. В этих случаях, как правило, мы видим, что человека в большей или меньшей степени "заклинивает" на одной системе. Теперь подумайте о типичном пациенте "в депрессии". Почти во всех случаях таких людей заклинивает не просто на кинестетической, но на болезненной кинестетической системе.

Вы, читатель, можете удивиться, какое отношение "это" все имеет к гипнозу и терапии. Расслабьтесь, почувствуйте себя уютно, начните видеть картины и слушать. Сейчас мы вступаем в эти области.
Слышать чувство картины.
Способ, которым мы воспринимаем что-либо визуальное полностью отличается от того, как мы чувствуем "это", и также отличается от того, как мы воспринимаем это на слух. Подумайте о каждой сознательной системе вывода информации как о "человеке" внутри нас. Когда эти "люди" работают в согласии, мы имеем более чем достаточно возможностей выбора, доступных для нас. Но когда мы используем только одного из "партнеров", например, аудиальную систему, для решения какой-либо проблемы, а у этого "партнера" нет решения, мы начинаем волноваться.

Мы можем продолжать хождение по своим следам по кругу. Так как проще описать телефон, держа его в руках, чем никогда не видев, я хотел бы нарисовать картину для тех, кому необходимо видеть. Для тех, кто пытается уловить суть, я хочу дать нечто такое, что можно твердо усвоить. И конечно, те, кому необходимо слышать, могут прочитать слова. Если вам нужно описать визуально то, что мы переживаем летом, мы можем сказать: "Мне нравится видеть голубое небо, прекрасные зеленые деревья и яркие краски цветов".

Если бы нам понадобилось описать наши летние чувства, мы могли бы говорить о "теплом солнце, легком летнем ветерке, чувстве мира и покоя". Это будет описание совершенно отличное от первого. Если же мы продолжим описание звуков лета, то можем сказать: "Мне нравится шум океана, пение птиц и шорох деревьев от летнего ветерка".

Это третий способ описания лета. Каждое из этих описаний, взятое отдельно от других, незаконченно и обедненно. Ни одно из этих описаний не будет таким полным как то, которое включает все три: "Я так люблю лето. Я чувствую себя тепло и расслабленно. Я вижу яркие краски цветов и небо так прекрасно.

Я люблю слушать пение птиц, а на пляже шум океана действует так успокаивающе". Вот теперь имеем мультисенсорное описание лета.



Содержание раздела