Уверенность в правильности


УПРАЖНЕНИЕ 18. Перед началом чтения текста ознакомьтесь с содержанием путем беглого чтения, определите ваше отношение к излагаемой в тексте информации и сформулируйте настроение, которое идеальным образом, на ваш взгляд, отражало бы вашу АКТИВНУЮ ПОЗИЦИЮ по отношению к излагаемой информации.
Прочитайте текст привычным образом, пытаясь оставаться в активной (не безразличной) позиции. Закончив чтение, мысленно пройдитесь по содержанию прочитанного текста, вспоминая, какие настроения и как помогали вам не терять активности во время чтения.
Уверенность
 
Проблема УВЕРЕННОСТИ во время чтения условно может быть разделена на три части: уверенность в том, что излагаемое правильно, уверенность в том, что можно будет получить конкретную пользу от применения полученных из текста знаний, и уверенность в том, что текст может быть прочитан с пониманием и в отведенное время. Рассмотрим три части по отдельности.
Уверенность в правильности или
неправильности содержания
Понятно, что продуктивность чтения зависит от активности позиции читателя по отношению к излагаемой информации, а активность проявляется в том случае, если читатель либо АБСОЛЮТНО СОГЛАСЕН с автором (с излагаемыми фактами и мыслями и очень доволен этим, либо, наоборот, АБСОЛЮТНО ПРОТИВ и очень зол по этому поводу. Хорошо было бы приучить читателя ВСЕГДА проявлять ту или иную активную позицию? Да, хорошо, но только для качества усвоения!

А для здоровья плохо... Ведь понятно, что активность - это стресс, а стресс...
Но если говорить всерьез, то с помощью упражнения можно ПРИУЧИТЬ себя читать в активной позиции, а значит, продуктивнее, чем обысно.
УПРАЖНЕНИЕ 19. Читая тексты, на бумаге или на полях текста ставьте плюсы, если вы абсолютно согласны с излагаемой информацией (один знак на каждый факт и на каждую мысль), или минусы, если абсолютно не согласны.

Если по поводу какого-то факта или какой-то мысли вы не можете высказать своего отношения, то поставьте знак ?. Закончив чтение, пробегите взглядом по вашим знакам, вспоминая значения соответствующих фактов или мыслей.
Уверенность в полезности содержания
Не требует комментариев, так как известно, что следует читать ТОЛЬКО то, что превратиться в знание и будет применено в жизни (здесь речь идет не о художественных текстах).
Уверенность в своих читательских навыках
Экспериментально было показано, что:
1) читатели, уверенно владеющие навыками и умениями рационального чтения, усваивали содержание текстов значительно лучше, чем читатели, отработавшие умения рационального чтения по полной программе, но применявшие умения неуверенно (им еще требуется время для закрепления умений);
2) читатели, четко распланировавшие время на чтение и свободно уложившиеся в выделенное для чтения время, усваивали содержания текстов лучше, чем те, кто читая (обычным для них темпом, не быстрее, чем первая группа), понимал, что время, выделенное для чтения уже вышло.
Практически каждый читатель ловил себя на том, что вновь и вновь перечитывая одну и ту же строчку, один и тот же абзац или даже одну и ту же страницу, вдруг осознавал, что думает не о читаемом материале, а о чем-то своем. В итоге чтения проходило впустую и возникала необходимость вернуться к только что прочитанной, но не усвоенной из-за невнимательности части текста.

Речь идет, конечно, только о непродуктивных возвратах, в отличие от возвратов к прочитанному с целью уточнения смысла или с целью более глубокого осмысления материала.
Из-за частых возвратов к прочитанному, обусловленных невнимательностью, тратится много времени и сил. Но это не столь существенно.

Хуже другое - частые мысленные отвлечения во время чтения постепенно становятся нормой для такого читателя, формируя рассеянность. Такой читатель начинает замечать, что стал невнимательным.


Привычный уровень внимания читателя, который постоянно отвлекается, становится значительно ниже его потенциального уровня. В дальнейшем это приводит читателя к недоверию к своим способностям и к возможностям хорошо усваивать содержание текстов за одно прочтение.

А недоверие к себе порождает привычку читать рассеянно. Возникает замкнутый круг: где 1 - невнимательность, 2 - потери в усвоении материала, 3 - неуверенность в себе (или привычка читать рассеянно), 4 - еще большая невнимательность.


Таким образом, человек может искусственно занизить свои природные способности. К сожалению, занижают свои способности почти все читатели, и, возможно, занизили и вы.

Следовательно, должна быть сформулирована задача раскрыть внутренние резервы читателя, научиться всегда работать с предельно высоким уровнем внимания. И тогда, увидев, на что вы способны, вы разорвете этот замкнутый круг, что позволит избавиться от непродуктивных возвратов в чтении.

Вы станете внимательным читателем.
Неуверенность в достаточном усвоении текста при первом чтении является одним из негативных факторов, снижающих эффективность чтения не только из-за низкого качества усвоения материала, связанного с неуверенностью в себе, но и из-за непродуктивных затрат времени и усилий на возвраты к только что прочитанному, но не усвоенному.
Вы не просто будете устранять этот фактор, негативно влияющий на качество чтения, но постараетесь заменить его противоположным положительным фактором - уверенностью в глубоком усвоении материала при первом прочтении текста.
Обобщая все рассмотренные выше три составные психологической подготовки, можно составить и простейшую общую картину проблемы подготовки к чтению для повышения его продуктивности.
Далее предлагается упражнение, обобщающее тему Подготовка к чтению. Это упражнение в нашем курсе является очень важным и, как показывают результаты обучения в ШРЧ, принципиальным образом изменяет культуру чтения. Для получения хороших результатов при проведении психологической подготовки к чтению вам потребуется 1 - 2 месяца.

Отрабатывайте упражнение сначала перед чтением текстов, схожих по материалу: советуем начать с определенных рубрик газет, которые вы обычно читаете. Объемы используемых при выполнении упражнения текстов должны быть не мене 2 - 3 тысяч знаков.
УПРАЖНЕНИЕ 20. Перед чтением бегло просмотрите текст. Технике просмотрового чтения мы будем учиться чуть позже, а пока сделайте это, как сможете.

Если вы при этом усвоили лишь 1/10 часть просмотренного текста, не огорчайтесь, этого вполне достаточно, чтобы ответить, нужно ли вообще читать этот текст.
Если текст нужно запомнить, то его необходимо прочитать дважды: впервые просмотровым чтением и повторно читать подробно. Не советуем читать этим способом лишь художественные и короткие тексты.

Во время просмотрового чтения оцените каждую часть текста, решите, что нужно запомнить, что, где и как вы используете и в какой ситуации.
Запомните название текста, автора, место и год издания, уясните для себя характер материала. Затем письменно ответьте на следующие вопросы:
1. Стоит ли читать этот текст или достаточно ограничиться его беглым просмотром?
2. ЧТО следует запомнить из данного материала?
3. Какова ЦЕЛЬ этой работы (где конкретно будут использоваться полученные знания, насколько они важны и интересны, каких конкретных результатов можно добиться применением этой информации и т.д.)?
4. НА КАКОЙ СРОК нужно запомнить информацию?
5. Какие факты по данной тематике уже вам известны?
Письменные ответы должны быть краткими, но емкими, чтобы запись ответов не занимала много времени, но суть их была усвоена.
Последовательность ответов значения не имеет.
Важен сам процес поиска ответов на вопросы перед началом чтения, а также важно определить, соответствуют ли ваши предположительные ответы, составленные по беглому просмотру текста, окончательным ответам, полученным после прочтения текста.
Вопросов может быть больше, т.к. предлагаемые вопросы можно дробить на более частные, можно ставить перед собой другие задачи, но здесь важно ДО НАЧАЛА ЧТЕНИЯ ОТВЕТИТЬ МЫСЛЕННО ИЛИ ПИСЬМЕННО НА РЯД ВОПРОСОВ, составив предполагаемую сущность текста.
При чтении текста будет происходить одновременный поисR ответов на эти вопросы. Мыслительные процессы активизируются и в том случае, если ваши предположения о сущности текста подтвердились, и в том случае, если они оказались неверны.

Чтение текста из пассивного превращается в процесс АКТИВНЫЙ, творческий, с глубоким критическим анализом. Известно, что активность мыслительных процессов во время чтения повышает продуктивность работы памяти.
Давайте проанализируем суть предложенных вопросов.
Ответ на первый вопрос даст вам ориентир в чтении, опуская несущественное, избегая тем самым перегрузки памяти незначительным материалом, экономя время для постижения необходимого и чтения произведений, обогащающих душу и разум. Со временем вы научитесь грамотно отбирать тексты для чтения, ограничившись лишь беглым просмотром или, наоборот, скрупулезным изучением, в зависимости от необходимости. Пользуясь нашей методикой, вы научитесь правильно ориентироваться и в тексте, опуская несущественное и твердо запоминая главное.

Таких результатов вы непременно достигнете, если регулярно перед началом чтения будете бегла просматривать текст, отвечая на поставленные вопросы.



Содержание раздела