Формулирование стимула чтения


1. Формулирование СТИМУЛА чтения: что заставляет читать этот текст? В нашей формулировке стимула обязательно должно содержаться то, что вызовет положительные эмоции, если вам это поначалу не удасться, то не жалейте времени на поиск, потому что тем самым читатель подготавливает себя к качественному усвоению текста.
Конечно, стимул может вызвать и отрицательные эмоции, примером такого стимула может быть опасение получить неудовлетворительный балл или отрицательный отзыв. Но лучше не угрожать себе кнутом, а поманить пряником, т.е. вызвать в себе положительные эмоции в связи с предстоящими успехами в усвоении материала.
2. Вдохновит читателя и формулирование предполагаемого РЕЗУЛЬТАТА работы с книгой: чего вы добьетесь в результате чтения этого текста?
Необходимо любыми средствами проникнуться осознанием пользы чтения конкретного материла, особенно в тех случаях, когда ни стимул, ни результат энтузиазма не вызывают, например, при подготовке к экзаменам по предмету, который не интересует.
Для этого можно формулировать промежуточные цели, причем здесь желательна детализация. Например, так во время работы с этими книгами я обязательно найду интересную проблему, которую нужно разрешить (либо которую еще никто не исследовал). Поиск этой проблемы вынудит скрупулезно выискивать ее в тексте, анализируя по ходу дела изучаемый материал. Другой пример: во время изучения математического анализа при подготовке к экзаменам у меня будет развиваться аналитическое мышление.

В итоге чтение станет заинтересованным.
Специалисты, изучающие научную организацию труда, утверждают, что если постоянно внушать человеку, что он добьется конкретного результата, то это действительно произойдет. Если во время чтения вселять в себя уверенность в достижении конкретно поставленной цели, то это сбудется.
3. Эмоциональное напряжение во время чтения вызовет и ПРЕДУГАДЫВАНИЕ содержания, фактов, особенностей материала, который нужно будет прочитать.
Если регулярно выполнять перед чтением эти три условия плодотворного чтения, то интерес при чтении книги, при изучении даже скучного материала вам обеспечен! Ведь этот интерес будет поддерживаться целесообразностью изучения материала, он будет стимулирован хорошим настроением, эмоциональным подъемом.
Действия читателя, направленные на определение целесообразности изучения материала, удачно дополнит планирование действий читателя, которое создаст УВЕРЕННОСТЬ в своих силах и в полноценности предстоящей работы.
Советуем также перед началом чтения выбрать конкретный объем текста, работа над которым (чтение, изучение, заучивание и т.п.) дала бы возможность решить поставленные задачи. Объем должен быть реальным - у вас не должно быть неприятного ощущения по поводу того, что вы не успели все прочитать или выучить, либо, пытаясь успеть в срок, вы вынуждены были читать поверхностно и т.п.

Наоборот, вас должно радовать, что запланированное выполнено.
5. Распределяйте время на выполнение всей работы и каждой ее части в отдельности. Помните при этом, что нужно планировать лишь реально выполнимое.
6. Определение срока на который следует запомнить материал, освободит вас от перегрузки памяти ненужной информацией.
Часто бывает, что в сентябре студент, читая текст, может позволить себе не усвоить материал, ведь до сессии еще далеко! Такое чтение не принесет результата.

Но если каждый воспитает в себе иное отношение к процессу чтения, тогда даже в сентябре, читая материал, студент будет при чтении представлять, как через три месяца он ответит этот материал на экзамене, если он будет моделировать эту ситуацию, текст будет усваиваться на более высоком уровне.
Умелое планирование времени работы с книгой и выполнение определенной работы за конкретное время даст возможность более четко организовать свою работу.
7. Перед началом чтения надо ПРИПОМНИТЬ, что вам уже известно на эту тему.
Физико-химический процесс образования следов памяти может быть значительно активизирован при использовании уже имеющихся знаний. С одной стороны, на фоне старых знаний повышается актуальность новых, т.е. искусственно создается ИНТЕРЕС к новым знаниям.



С другой стороны, образующиеся в памяти следы новых знаний сразу же оказываются связанными с уже имеющимися следами памяти, а следовательно, лучше закрепляются в памяти. Понимание этого придает УВЕРЕННОСТЬ В УСПЕХЕ предстоящей работы.
Иными словами, мало создать до начала чтения благоприятные для запоминания условия, надо их корректировать.
Для того, чтобы рассмотренные семь действий читателя по психологической подготовке к чтению могли создавать благоприятные условия для работы памяти, недостаточно их знать теоретически, и даже мало пытаться их применять. Необходимо отработать эти действия, довести их до автоматизма, а затем применять их на практике ПОСТОЯННО.
Итак, если вы приучите себя проводить психологическую подготовку при чтении любого текста, вы намного повысите качество восприятия и усвоения материала при чтении, поднимитесь на новую ступень читательской культуры.


Психологическая подготовка создает благоприятные условия для продуктивного запоминания. Вторым этапом процесса запоминания является ВОСПРИЯТИЕ текста, в процессе которого возникают нервные образования и связи между ними, т.е. создаются следы памяти. В процессе восприятия читатель осмысливает его и запоминает.

Повышением качества усвоения вы будете заниматься на втором этапе овладения навыками рационального чтения. Третий этап процесса памяти - закрепление в долговременной памяти информации, проводимое путем различных повторений, мы рассмотрим сейчас, забегая вперед и пропустив рассмотрение второго этапа памяти.

Мы должны это сделать, поскольку чем раньше вы научитесь сохранять в долговременной памяти информацию, тем больше с пользой вы прочитаете текстов, а до того, как вы ознакомитесь со вторым этапом памяти, вы прочитаете много текстов.
Долговременная память
 
Приобретенные навыки рационального чтения научили вас быстро и качественно считывать и усваивать печатную информацию. Но чтение не бесцельный процес. Выбирая с полку книгу, вы всегда ставите перед собой какие=то задачи: получить удовольствие от чтения стихов, узнать новое в той или иной области, совершенствовать свои знания по специальности и т.д.

Эти задачи определяют цель чтения.
В Школе рационального чтения процесс работы с текстом рассматривается как целенаправленное чтение.
Что же нужно для того, чтобы усвоенная информация сохранилась в памяти в том объеме и на тот срок, который вы считаете необходимым?
При чтении информация поступает в так называемую кратковременную память, которая удерживает информацию от нескольких минут до нескольких секунд, после чего информация либо забывается, либо, если продолжать с ней работать, переходит в память долговременную.
Возможности кратковременной памяти недостаточны для того, чтобы полученные знания хранились, к примеру, до экзамена или удерживались в памяти в течении времени, необходимого для написания диссертации и дальнейшей научной деятельности, или для того, чтобы в нужный момент в практике врача, юриста, инженера можно было их припомнить. Чтобы это происходило, чтобы усвоенная информация осталась в памяти на короткое либо на длительное время, либо навсегда, т.е. на заданный срок, надо эту информацию перевести в память долговременную.

Как же добиться того, чтобы усвоенная информация не исчезла, не утратилась из памяти, как закрепить в памяти те или иные данные?
Сохраняется в памяти усвоенная информация на необходимый вам срок с помощью специальных приемов повторения, основанных на знании и использовании тех законов, по которым протекает процесс памяти. Процесс повторения, являющийся третьей фазой процесса памяти, - один из важнейших этапов обучения рациональному чтению.
На этом этапе стоит важная задача - сохранить нервные образования и связи, рожденные в процессе восприятия текста, а также избежать необратимого процесса забывания информации, при котором происходит истощение нервных образований, и поступающий при их возбуждении электрический сигнал слаб, недостаточен для полноценного воспроизведения прочитанного.
Со школьной скамьи нам известно: чтобы что-то запомнить хорошо, нужно повторять. Особенно это важно в процессе чтения.

Не случайно народная мудрость родила пословицу: Повторение - мать учения. Одно нужно повторять чаще, чтобы лучше запомнить, другое реже, но удержать в памяти тот или иной материал периодически не повторяя его, практически не возможно, не так уж много существует информации, которая может запоминаться совсем без повторений. Повторить прочитанное можно, рассказывая информацию кому-нибудь или перечитывая ее. Но это нерациональный прием попытки сохранить информацию в памяти.

Нерациональное становиться рациональным, если во время повторения на сознательном или подсознательном уровне происходит анализ: возникает много мыслей на эту тему, одновременно рассматривается проблема с разных сторон, выстраиваются различные образы, решается много разных задач.



Содержание раздела