Еще одна ступенька моих знаний


УПРАЖНЕНИЕ 21. Подготовьте неинтересный на первый взгляд текст объемом в 3-5 тысяч знаков и содержащий большое количество фактов и мыслей, перечисляемых в тексте последовательно и скучно (занудно).

Но сами факты и мысли должны представлять для вас некоторый интерес в жизни.
Прочитайте текст не торопясь и сопровождая следующим ходом размышлений:
В начале текста говориться о ...................................................................................
Допускаю, что это может быть интересным, так как .............................................. ......(находите интерес во всех деталях начала текста)........................................................... ................... Теперь говориться о .................................................................................................
Прочитав очередную новую для вас мысль или незначительный факт, поднимитесь в вашем воображении на ступеньку выше (--------), попытайтесь оценить с этой ступеньки тот нижний уровень знаний, на котором вы только что находились (_______). Прочитывая новую мысль, оценивайте ее как новый, более высокий уровень знаний (.......) по сравнению с тем, на которым вы пока что находитесь (--------):


По сравнению с предыдущим это поднимает меня на ступеньку выше по лестнице знаний (если вы узнали действительно что-то новое).
Далее говориться о ....................... ....................................................................................................... Это еще одна ступенька моих знаний ..................................... ............................................... Далее говориться о ....................................................... ........................................................................

Это еще одна ступенька моих знаний................................
и так до конца текста.
УПРАЖНЕНИЕ 22. Читайте тексты, мысленно подытоживая содержание текста через каждый его абзац, в течении 2-3 дней. В последующие дни подытоживайте содержание через каждую минуту чтения, даже если покажется, что подытоживать нечего
.
Переключаемость внимания
 
УПРАЖНЕНИЕ 23. Сформулируйте 3 (5) мыслей на какую-то одну тему. Желательно, чтобы они были связаны в одну последовательную цепочку.

Пройдите мысленно по цепочке, продумав чувства и ощущения, которые могли бы сопровождать все мысли.
Пример 1. Утром встает солнце (чувство бодрости, ощущения легкой прохлады и утренней свежести воздуха).
2. Днем солнце находится в зените (чувств - нет, ощущение тепла).
3. Вечером солнце заходит (чувство удовлетворенности от завершения дел и предчувствия предстоящего отдыха, ощущение усталости).
Пройдитесь мысленно по всем пунктам вперед и назад несколько раз, внимательно разглядывая все детали (цвета, габариты и т.п.) воображаемых сцен и сопровождая осмысление чувствами и ощущениями (в тех случаях, где они есть): 1,2,3. 3,2,1.

1,2 и т.д.


Запишите в произвольном порядке цифры 1,2 и 3 в ряд: 1,3,2,1,3,1,3,2,1,2 и т.д. Теперь, указывая на цифры поочередно, мысленно разглядывайте соответствующие сцена.

Постепенно увеличивайте темп поочередного разглядывания мыслей и увеличивайте точность воспроизведения.
Пройдитесь мысленно по всем сценам вперед и назад несколько раз, но теперь очень медленно, долго оставляя в полен внимания очередную сцену, очень подробно разглядывая и долго думая о каждой существенной детали сцен.
УПРАЖНЕНИЕ 24. Выпишите из текста по своей специальности 4 мысли, не связанные логически и разложите их в клеточки 2х2. Например:

Для повышения скорости чтения необходимо улучшение качества усвоения читаемых текстов.
Метод ритмических фиксаций взгляда расширяет поле восприятия и оттесняет проговаривание.
Внимание является фундаментом памяти.
Читать рационально - это значит читать, разумно затрачивая усилия и время.

Выучите расположение мыслей по клеточкам.
Теперь вспомните любую мысль и образно представьте ее расположение в таблице. Подумайте о содержании, представьте образное изображение содержания. Перейдите к соседней клеточке и проделайте те же самые действия со второй мыслью. И так далее. Переключайте ваше внимание от одной мысли к другой.



Упражнение выполняйте до тех пор, пока вы 2-3 раза не проработаете с каждой мыслью.
Повторите упражнение, заполнив таблицу из 6 и 9 клеточек.
УПРАЖНЕНИЕ 25. Читайте два (три и более) текста по одной проблеме, перебрасывая взгляд с одного текста на очередной после завершения чтения какой-либо мысли или группы мыслей (прочитав один или несколько абзацев одного текста).

Для того чтобы не терять время на поиск места, где вы закончили чтение фиксируйте места окончания чтения какими-либо знаками.
УПРАЖНЕНИЕ 26. Это упражнение научит вас выстраивать цепь образов, одновременно осмысливая информацию.

На выполнение упражнения не требуется дополнительных затрат времени, его можно выполнять устно в транспорте, при ходьбе и вообще в любую свободную минуту.
Производите в уме сложение любого выбранного вами числа с любым другим числом. Лучше, если оба числа выражены десятичной дробью. К сумме этих чисел прибавьте второе слагаемое и т.д., например:

_12,6
2,3
14,9
+
11,9
2,3
17,2
+
17,2
2,3
19,5
и т.д.


 

 
где к каждому очередному числу прибавлялось одно и то же число 2,3:
  12,6 + 2,3 = 14,9
14,9 + 2,3 = 17,2
17,2 + 2,3 = 19,5 и т.д.
Сложение выполняется многократно.
Полученные суммы выстраивайте в своем воображении в колонки по два числа:
12,6
14,9
17,2
19,5
21,8
28,7
31,0
33,3
  и т.д.

При выполнении упражнения внимание должно быть сконцентрировано не только на правильном сложении чисел, но и на удержании в образной памяти местоположения в пространстве последнего и очередного чисел.
Число, завершающее ряд колонок, называется последним, при сложении с постоянным слагаемым (2,3) оно дает число, которое начинает следующую колонку, это число называется очередным.
Избирательность внимания
Избирательность внимания позволяет вычленить необходимые информационные единицы из общего информационного объема. Это может использоваться при определении места фиксации взгляда, выявлении существенных смысловых блоков, поиске интересующей вас информации при просмотровом чтении. Избирательность внимания является обязательным условием в работе корректоров, редакторов, операторов и т.д. Мы предлагаем несколько несложных упражнений, которые позволят вам оценить и развить избирательность внимания. Если этого будет недостаточно, то вы можете продолжить совершенствование внимания, следуя нашим рекомендациям.

При выполнении этих упражнений следует следить за двумя периметрами: скоростью и точностью.
УПРАЖНЕНИЕ 27. За 1 минуту, внимательно читая правую колонку, найдите и зачеркните слова, которые указаны в левой колонке.
1. Брак брат бриа брак бра браво брага брод бриг брал брак брань брак
2. Сено село семя серо сети сервер сила секта семя сель соль сельдь себя.
3. Крот крем край крап креп крой крот круп криз кров крик круп крат крот.
4. Обида обзор обвал обман облом обида обить обряд обилие обуза обида.
5. Плат плац плед плов плис плюс плащ плюш плач плод плуг плат плут.
6. Скутер скула скупец скобка сквозь сказка скучать скупой сукно скрип.
7. Подряд подряд подрать подрос подход подрыв подол подпись подряд.
8. Степь стенд стекло стечь стена стиль степь стоик столь страж стыть.
9. Ферзь фетиш фенол физик фауна фальшь фанера ферма фенол фикус.
10. Манка манера манка мания маркер манеж манка мангал маляр мания.
Запишите, сколько времени вы потратили на задание: ____ мин. Теперь проверьте точность выполнения задания. Вот количество слов, которое встречается в строчках:

Номер
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Количество
3
0
2
2
1
0
2
1
0
2

Вернитесь к этому упражнению еще два раза через каждую неделю. Не беспокойтесь, вы не запомните слова даже после второго раза и не снизите эффективность упражнения.
УПРАЖНЕНИЕ 28. За 1 минуту внимательно читая слова, отметьте пары одинаковых слов (подчеркните, поставьте галочки и т.п.):
1. Алый аллея альфа аллах алло алоэ алтын алиби алеть алтарь алыча аллюр аллах алмаз.
2. Панты панк панно панна палка панк панда панна парта пат пачка панно пила порт пир
3. Пот пост поле посев пес покои плед посев порт пот полк пост порог поло поле полог поля
4. Тень тело текст тезис тесь тент тень тема темя тело тент тесто темя темп терн течь текст
5. Рок роза ролик ропот роль рога родич рот ром роль рот родео рост ропот рог род рогач.
6. Липа лиса липкий лира лист лира ликер линза лик либо лиман лига лидер лирик лиса.



Содержание раздела