Метод принудительного артикулирования


УВИДЕЛ ПОНЯЛ
При таком чтении в мозг передается не звучание слова, а его зрительный образ в виде изображения. Такой способ обработки информации нам известен: так мы воспринимаем любую зрительную информацию.
Перед вами встает задача путем длительных тренировок научиться переходить при чтении из режима 1 в режим 2, т.е., в основном отказавшись от артикулирования при чтении, перейти к чтению понятиями, смысловыми блоками.
Оттеснить проговаривание можно следующими способами:

  • принудительно увеличивать скорость чтения до такой степени, чтобы вы практически не успевали проговаривать текст;
  • расширять поле восприятия так, чтобы вы не успевали бы проговаривать все слова, схватываемые каждой фиксацией взгляда;
  • создавать помехи проговариванию;
  • сформировать психологическую установку на безартикуляционное чтение.

Метод принудительного артикулирования
 
Предлагается еще один метод оттеснения проговаривания во время чтения - метод принудительной артикулирования (МПА). Он основан на создании помех проговариванию во время чтения.

Суть метода заключается в сознательной принудительной замене активного артикулирования пассивным.
В процессе чтения вместо проговаривания написанного текста, т.е. активного артикулирования, наряду с осмыслением текстH, произносится какой-либо текст или какие-либо слова, т.е. производится пассивное проговаривание. Вы занимаете мышцы гортани и языка проговариванием не того текста, который вы в это время читаете глазами, а другого. В этом случае вы уже не будете связывать смысл того, что вы произносите, с тем, что читаете. Можно, например, напевать песню, над словами которой не надо задумываться, произносить считалочку, считать слова в читаемых предложениях.

Давайте остановимся на последнем.
Предлагается во время чтения текста производить приблизительный подсчет слов в читаемых предложениях. Подсчет проводить без осмысления ряда чисел, то есть пассивно.
Заменив активное артикулирование пассивным, вы практически заставите мозг воспринимать лишь те понятия, которые будут идти по зрительному каналу.
Главное достоинство метода принудительного артикулирования в том, что читаемый текст осмысливается, обрабатывается мозгом без сплошного озвучивания читаемых слов, в результате чего вырабатывается психическая установка (привычка) на чтение без сплошного артикулирования.
Метод принудительного артикулирования имеет и недостаток: мозг, кроме основной функции - смысловой обработки поступающей от зрительного канала информации, выполняет и побочную - контролирует, хотя и минимально, подсчет слов, снижая восприятие текста, по сравнению с потенциальным.
УПРАЖНЕНИЕ 4. Читайте тексты, одновременно подсчитывая про себя количество слов, которые вы прочитали.
Читать старайтесь иначе, чем обычно: посмотрите на слово, уясните его смысл и мысленно произнесите число.


Читать нужно с максимально возможной скоростью, но так, чтобы текст был усвоен не менее чем на 50%. Можно считать не все слова в предложении. Союзы, предлоги, частицы и другие короткие слова не считайте.

Можно даже не подсчитывать и те слова, которым вы просто не успели присвоить порядковый номер. Но считайте непременно про себя и четко, ясно, без пауз: Одиндватричетыре….
Если вам нужно произнести коротко звучащую цифру (например три), а в это время вы читаете длинное слово (например, машиностроение), то можно прочитать его, проговаривая про себя три четыре, т.е. продолжая счет. Но иногда под проговаривание длинного номера (например, двадцать четыре) вам надо просмотреть короткое слово (например, он).

В этом случает под этим номером вместе с короткими словами просмотрите и следующее слово.
Счет ведите до 30. Дойдя до 30, начинайте без перерыва считать заново.
При чтении методом принудительного артикулирования необходимо достичь максимального усвоения читаемого при непрерывной работе мышцы гортани и языка, беззвучно проговаривающих числа.

Пример:
Одииииндваааааатрииииииииииииичетырепяааааааааатьшесть
Первые плоды от проникновения людей за пределы Земли
сеэээээээмьвосемьдеээвятьдесятьодиииииииииинадцать
достались науке. Геологи теперь не ограничиваются
двенааааадцатьтринадцатьчетырнадцать………..
исследованием лишь одной Земли, ……………………..
………………………………………………..двадцатьдевять
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,астрофизические
тридцатьраааааааздвааааааааатрииииииииичетырееее….
явления в глубинах мироздания с помощью приборов………
<

p> Тезаурус
 
Для расширения поля восприятия и повышения эффективности оттеснения артикуляции можно предложить еще один метод - метод стереотипизации слов и выражений.
У каждого читателя есть определенный круг чтения. Круг включает тексты по конкретным предметам из конкретных тем.

Темы описываются и раскрываются с использованием ограниченного числа ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ЗНАЧИМЫХ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. Давайте такие наборы слов и словосочетаний для каждой конкретной тематической области будем называть ТЕЗАУРУСАМИ, если слова и словосочетания из тезауруса удовлетворяют следующим требованиям:
1. Часто встречаются в текстах по данной тематической области данного предмета (например по теме Кислоты из предмета Химия);
2. Являются значащими, важными для понимания фразы, мысли и целиком всего текста (обозначающими существенные для понимания темы предметы, явления, события, действия, их качество или количество);
3. Определение их значения или понятий не противоречит основным положениям данной тематической области данного предмета;
и если каждому слову и словосочетанию наборов поставлены в соответствие:
- конкретный образ (с ограниченным числом элементов образа, частей предметов, этапов, действий и т.п.);
- ощущения (если они есть), связанные со словом и словосочетанием;
- чувства (если они есть), ассоциирующие со словом или словосочетанием.
Задача метода стереотипизации слов и словосочетаний - сделать все слова и словосочетания тезауруса, часто встречающиеся в текстах, а также их графические начертания легко узнаваемыми. В этом случае, встретив таких знакомцев в тексте, вы с легкостью их узнаете и извлечете из памяти значение и понятие без детального их проговаривания. Для вас буквенное начертание слова будет всего лишь условным знаком, при одном взгляде на который вы легко представите себе то понятие или значение, какое за ним стоит.

Более того, вы будете легче схватывать за каждую фиксацию все больше и больше слов. Такое чтение станет схожим с чтением иероглифов, или с чтением географических кHрт, или с чтением формул, когда бросив один взгляд, читатель иероглифа (географического знака, формулы) мгновенно извлекает из памяти целостное значение или понятие.
Статистика показывает, что количество часто встречающихся и значимых слов и словосочетаний в различных областях знаний колеблется от 2-3 тысяч до 6-8 тысяч единиц (в редких случаях - до 10-12 тысяч). Следовательно, напрашивается очевидный вывод: желательно для каждой области знаний, по которой вам приходится читать много текстов, сформировать в памяти запасы слов и словосочетаний и каждое слово из этого запаса сделать СТЕРЕОТИПНЫМ, т.е. легко узнаваемым визуально (даже боковым полем видения) и легко узнаваемым по смыслу, а затем научиться предугадывать их в тексте.

Практика подтверждает этот вывод: достаточно научиться быстро и точно узнавать слова и словосочетания, как скорость чтения резко возрастает без потери в качестве усвоения.
Чем больше вы будете тренироваться на быстрое и точное узнавание, тем большее число слов вы будете охватывать за каждую фиксацию и тем меньше будет необходимости в их проговаривании и, следовательно, тем легче вы станете читать тексты.
Исследования специалистов показали, что опытный читатель, предугадывая смыслы еще не прочитанных частей текста (фраз, частей фраз), мысленно перебирает в уме слова, с помощью которых можно было бы выразить предугаданный смысл и начинает представлять образы этих слов (образ графических начертаний слов). При появлении напечатанного в тексте слова в поле ясного видения читатель совмещает мысленный образ (который он извлек из памяти) с образом зрительно воспринятого слова (как бы говоря себе: Ага, я правильно (или неправильно) угадал слово) и переходит к следующему. Поэтому можно сформулировать еще две задачи метода стереотипизации слов и словосочений:
- расширение возможностей мысленного прогнозирования через расширение читательского лексикона (просто расширение лексикона не имеет смысла);
- повышение качества усвоения содержания текстов через непосредственное улучшение понимания и через повышение уверенности в хорошем усвоении.
УПРАЖНЕНИЕ 5. Читая тексты по своей специальности или по учебным дисциплинам, выписывайте в заведенный вами словарь часто встречающиеся значимые слова и словосочетания. Работайте со словарем следующим образом: посмотрите на слово или словосочетание, вспомните его значение или понятие, стоящие за словом или словосочетанием, представьте себе образ, соответствующий данному значению или смыслу.



Содержание раздела