Это мое футбольное поле. Сначала заполняются как бы ударами "мяча" по углам первые три блока: название, автор, источник. Затем, по мере чтения, еще три блока - три угла.
Последний блок - новизна - фиксируется мною в виде точки в центре. После недели тренировок почувствовал, что блоки заполняются содержанием словно сами собой - ярко, броско, сильно и динамично".
Зрительный образ алгоритма воплощается по-разному: и в пирамиде, и в этажах здания, и в картотеке, и в семи разноцветных полосках радуги, и т.п. Нужно сказать, что зрительный образ как мнемонический прием активно работает только в первое время, затем он как бы стирается, тускнеет, но остается навык чтения, основанный на выделении из текста только информативной его части. Как быть в том случае, если зрительный образ не получается?
Вот пример удачного решения этой задачи, взятый из дневника одного из слушателей курсов быстрого чтения: "Зрительного представления алгоритма так и не получилось. Конечно, я могу представить его в виде схемы или в виде ящиков, но в процессе чтения я этим зрительным представлением не пользуюсь. У меня запоминание идет совершенно по-другому:
1.Название. Так как название чаще всего отражает суть статьи или книги, я особенно внимательно его читаю. Если оно на первый взгляд ничего не значит, то пытаюсь делать какие-нибудь сравнения, пытаюсь зрительно запомнить число слов в заголовке, их расположение, представить название в виде электронного табло с горящими буквами (но это делается с трудом).
2. Автор. Фамилии авторов чаще всего пытаюсь запомнить, сравнивая их со знакомыми. Или пытаюсь их запомнить зрительно.
3. Выходные данные. Название газеты, год, число, месяц запоминаю, скольз1гув по строчке, с фиксацией только на какой-то момент. Числа запоминаю попыткой яркого зрительного представления в момент фиксации.
Так я запоминаю три первых блока алгоритма, но не знаю, куда я все это посылаю. Иногда после прочтения введения пытаюсь проверить заполнение этих трех блоков, пытаюсь предугадать дальнейшее содержание, на что особенно обращаю внимание впоследствии.
4. Проблема. Кратко формулирую се в самом начале чтения. Иногда уточняю после окончания чтения всей статьи или книги.
5. Фактографические данные. В отличие от выходных данных, пытаюсь запомнить, увязав со смыслом текста, а не зрительно.
6. Особенности, критика. Эти элементы чаще фиксирую интуитивно. Что-то бросается в глаза, согласен ли я с предлагаемой идеей или отношусь к ней критически.
Бывает и так, что все это тормозит чтение, утомляет или, наоборот, захватывает, и тут иногда возникает поразительная скорость чтения, вес запоминается быстро и хорошо.
7. Новизна и практическое использование. Это уже иногда видно по названию, по автору текста или после прочтения введения.
В целом, мне кажется, здесь хорошо работает "последовательность операций", но у меня нет зрительного представления блоков алгоритма".
Что ж, ситуация вполне возможная. Между тем, как показывает опыт, зрительное представление блоков интегрального алгоритма чтения значительно облегчает усвоение и запоминание прочитанного.
Итак, вы изучили алгоритм, нарисовали и запомнили его зрительный образ. Что же дает интегральный алгоритм чтения:
Главное - он формирует новую программу чтения, программа последовательности мыслительных операций. Найти в тексте ответы на все вопросы, поставленные в блоках алгоритма, от первого до седьмого, - вот задача чтения. Многократные тренировки приводят к тому, что по окончании чтения нужные данные, факты, названия, фамилии как бы сами по себе четко всплывают перед глазами.
Как же вырабатывается установка на чтение с применением алгоритма? Перед началом чтения нужно зрительно представить себе блоки алгоритма. Прежде всего запоминаются: название, автор, выходные данные источника. Затем по мере чтения складывается представление о том, какой проблеме посвящена статья;
Что нового вы узнали из прочитанного, что можно практически применить в работе? Это данные для заполнения последнего, седьмого блока алгоритма.
Итак, чтение окончено? Для обычного, традиционного чтения, может быть, и так. Для быстрого чтения этого еще недостаточно. Завершение чтения еще впереди.
Читатель должен вновь представить зрительный образ интегрального алгоритма и проверить заполнение всех его блоков. Такой заключительный
акт анализа и синтеза текста помогает лучше его усвоить и запомнить. Психологи говорят: "Умей ставить точку". Очевидно, именно этот прием объясняет то, что быстро читающие лучше, полнее усваивают и запоминают прочитанное, чем те, кто читает медленно и, главное, неумело.
Как же практически работать с интегральным алгоритмом чтения? Мы предлагаем, читая тексты, карандашом выделять в них отдельные блоки алгоритма. Ниже приведен образец такой разметки текста.
Проверьте заполнение его блоков.
4. Все остальные статьи читать без регрессий.
5.Продолжать упражнение "Созерцание зеленой точки", усложнив задачу: расширять поле зрения, пытаясь увидеть одновременно с точкой 1-2 строки вверх и вниз по всей ширине страницы, затем 4-6 строк и т.д. Напоминаем: видеть - значит различать контуры строк.
6. В процессе чтения небольших газетных текстов производить их разметку, обводя карандашом или ручкой блоки текста, Соответствующие блокам интегрального алгоритма чтения.
Продолжительность выполнения этого упражнения можно увеличить до 2-3 недель.
(Образец разметки текста по блокам интегрального алгоритма чтения был приведен выше).
7. В заключение прочитать контрольный текст 2, определить скорость чтения по известной вам формуле и занести результаты в план занятий (см. приложение 1).
"Комсомольская правда" Текст 2, 30 августа 1990 г. Объем - 780 знаков
Секрет "молодой воды"
Толочь воду - не такое уж бесперспективное занятие, как выяснили эстонские ученые. Правда, вместо допотопной ступы они использовали дезинтегратор - своеобразную мельницу со стремительно вращающимися роторами.
Оказалось, что в активированной таким образом воде форель, например, растет в полтора раза быстрее. Из каждой сотни икринок форели обычно появляются лишь 50 мальков, а в активированной воде - 90. Повышает она и урожаи различных культур.
Ученые пока не могут вполне научно объяснить это явление. Предполагают, что молекулы воды объединяются в некие цепочки, которые с течением тысячелетий удлиняются. Вода как бы стареет, медленнее протекает в ткани растений и животных. А вот сотни миллионов лет назад, когда на земле бушевали смерчи и ураганы, вода была богаче энергией, моложе.
Рыбы в ней лучше развивались, поэтому и достигали огромных размеров. Дезинтегратор, по-видимому, проделывает ту же работу - разрушает цепочки молекул.
И. Савельев
Итак, вы изучили интегральный алгоритм. Он обеспечивает новую программу чтения, программу последовательных мыслительных операций. Для формирования новой техники чтения в соответствии с блоками интегрального алгоритма чтения нужны многократные тренировки, с тем чтобы закрепить в процессе вашего чтения движение всегда по блокам интегрального алгоритма.
Одновременно происходит и борьба с регрессиями. Чтение текста с воспроизведением содержания по алгоритму вселяет уверенность, что активного однократного чтения достаточно для полного усвоения прочитанного. Возвратных движений глаз у вас становится все меньше и меньше, и наконец они исчезают.
В этот период надо изучить и запомнить второе правило быстрого чтения: читать по интегральному алгоритму.