Наш век не без основания называют веком статистики. Статистика- слово многозначное. Это и набор цифр. полученных определенным образом и характеризующих некоторые явления, и специальная социально-экономическая наука, и научный метод, широко применяемый как в общественных, так и в естественных науках.
В журналистской работе ко многим темам без статистики совершенно невозможно подойти. В частности, все, относящееся к вопросам народонаселения, прямо-таки основано на статистике. Относительная редкость статей на демографические темы (при громадном интересе к ним читателей и общественной важности этих тем) в немалой мере объясняется статистической малограмотностью многих журналистов.
Очень часто смысл цифр читателям непонятен. Один пример. Кто не слышал и не употреблял слов "средняя продолжительность жизни"?
Для подавляющего большинства значение их таково: это средний возраст смерти в данное время. Однако истинный смысл их совсем иной: это средняя продолжительность жизни тех, кто родился в данном году, при условии, что на всем протяжении жизни данного поколения возрастные коэффициенты смертности будут такими же, как и в год рождения. Таким образом, это величина расчетная и условная.
В этом отрывке подчеркнуты ключевые слова. Порядок обработки абзацев этого текста по алгоритму показан в табл. 4.
Таблица 4
Разметка текста по блокам дифференциального алгоритма чтения |
|||
№ абзаца |
Ключевые слова |
Смысловые ряды |
Доминанта |
1 2 3 |
Статистика, набор цифр, наука, метод Статистическая малограмотность Средняя продолжительность жизни - величина расчетная и условная |
Статистика - это набор цифр Статистика - это наука Статистика - это метод Многие журналисты статистически малограмотны Средняя продолжительность жизни - это интервал жизни группы людей одного года рождения |
Журналисты должны изучать статистику для повышения качества своей работы |
Нужно иметь в виду, что, выполняя упражнения в соответствии с блоками дифференциального алгоритма, мы тренируем мыслительные процессы замедленно и по частям. При чтении они, разумеется, протекают иначе - быстро, одновременно и в значительной мере подсознательно. Но чтобы навык такого чтения стал автоматизированным и мгновенным, тренировать его нужно дифференцированно.
Размечая текст по блокам алгоритма, мы с карандашом в руках прочитываем его три раза. При первом чтении подчеркиваем только ключевые слова. Как видно из приведенного выше примера, не вес слова текста являются ключевыми, а только те из них, которые будут использованы для последующих построений. Второе чтение используем для построения смысловых рядов: формируем письменно главную мысль каждого смыслового абзаца (удобно записать их на отдельном листочке).
И наконец, читая текст, а точнее смысловые ряды, в третий раз, формируем доминанту. Здесь любопытно провести некоторую аналогию с рекомендациями, которые давали просветители прошлого века для чтения. Так, русский поэт XVIII в. Я. Княжнин советовал:
"Читается трояким образом: первое - читать и не понимать;
второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано".
Формируя доминанту, мы как раз и решаем задачу поиска именно того, что, как говорят, содержится между строк. Иногда говорят: "приценись", прежде чем читать все подряд. Да, именно так! Ведь вы присматриваетесь, прицениваетесь, прежде чем купить что-то. Другими словами, предварительно знакомитесь, составляете себе предварительное представление.
Тот же самый прием вы применяете к статье или книге, когда ее ^покупаете", т.е. собираетесь прочитать. Выполняя упражнения, рекомендуемые ниже, вы убедитесь также, что избыточность текста -вполне реальное, осязаемое явление. Действительно, из всего многообразия слов текста после его графической произвольной разметки в соответствии с алгоритмом остается очень небольшая часть - "сухой остаток", который и составляет основное -содержание.
Будучи осмыслен читателем, этот "остаток" преобразуется и принимает вид лаконичного выражения - доминанты.
12 алгоритм показан в виде системы облаков. Первые облачка - ключевые слова - разряжаются мелким дождем. Затем они сливаются и образуют облака смысловых рядов, что выражено в крупных каплях, и, наконец, третий образ -туча, которая вмещает в себя все предыдущие облака. Туча проливается еще более крупными каплями, а возможно, и градом.
Концентрируется смысловая энергия - доминанта текста. На рис. 13 показан еще один пример зрительного представления алгоритма, который не требует пояснения.
Мы рекомендуем вам придумать и изготовить подобные рисунки самостоятельно.
И таких примеров немало.
Заинтересованность в тренажерах Савельева проявили лишь на заводе "Ремстроймаш". Здесь оборудована комната, где с помощью вибрации снимаются нагрузки с рабочих механического цеха.
С.Смирнов.
Общее количество слов в тексте - 258.
Ключевые слова
Боль, позвоночник, занятия спортом, начал курить, растет брюшко, появилась сонливость, снизилась работоспособность, приставил присоску, включил прибор, технарь, СПТУ, авиационный институт, инженером Савельев не стал, защитил диссертацию, биомеханический тренажер, уникальные тренажеры с пневматическим покрытием, по спортивной гимнастике, известность и признание, крошечная комнатушка. подходящее помещение, детали, разыскивать, выпрашивать, переделывать, биомеханический центр биомеханической стимуляции, профилактикой и лечением заболеваний, тяжелых травм, помещения, в горисполкоме, помогать, заинтересованность, завод, комната, вибрация, нагрузки.