3-й абзац
Текст: Скорость или запоминание
Далее дается абзац смысл которого можно передать одной мыслью (она и является главной)
В этом же абзаце дается информация, повторяющая то, что было сказано в первом абзаце. Вся эта информация не должна была быть во втором абзаце и является несущественной.
Пунктиром обозначена второстепенная мысль, выраженная в тексте неявным образом.
В данном тексте структурный анализ выявил то, что текст состоит из двух крупных разделов о том, как запоминать во время чтения (не важно, быстрое это чтение или медленное) и о произвольном и непроизвольном запоминании.
Структурная схема текста:
Обучение скорочтению в США
Активность мышления
Активность читателя, приводящая в конечном результате к быстрому и качественному усвоению читаемых текстов, формируется на постоянной внутренней потребности читателя непрерывно размышлять. Хорошо, если привычка размышлять будет характерной чертой вашей личности.
Уместна аналогия между активным читателем и ученым исследователем. Здесь речь идет о правильной изначальной позиции: РЕШАТЬ ПОСТАВЛЕННУЮ ЗАДАЧУ (пусть даже очень добросовестно, пусть даже с изобретательством) или СТАВИТЬ ЗАДАЧУ, чтобы потом самому ее решать.
Предлагаемое дальше упражнение способно сформировать такую черту вашего характера, которая превратит вас в активного читателя. Эта черта характера будет заставлять вас ВСЕГДА ставить перед собой задачу до начала чтения (например, Прочитать то-то, так-то, тогда-то или, например, Читая этот текст, извлечь оттуда то-то и то-то) и заставлять вас ПОСТОЯННО решать поставленную задачу во время чтения.
УПРАЖНЕНИЕ 37. Быстро просмотрите текст и заполните пробелы:
Сейчас мне предстоит прочитать текст о том, что .......................... ...............................................................................................................................................
До начала чтения попробуйте сделать свои предположения насчет ...... ..........................................................
Я думаю, что ............................................... .......................................................................
А еще речь пойдет о ................... ........................................................................ Мне кажется, ........................................... ................................................................. или ........................................................................ .......................................................................
Добавьте сами еще что-нибудь: ................................................................................................................................................ .......................................................................
Теперь прочитайте текст и выясните мнение автора по этим вопросам. Во время чтения настойчиво думайте о ваших предположениях и старайтесь использовать каждую мысль автора, каждый факт для поддержки вашей позиции.
ПРАКТИКА. Выполните упражнение на следующем тексте:
ВОДЯНОЙ ПАР И ОБЛАКА
Р. Николаев
Воздух, находящийся над теплой, сухой поверхностью, обычно содержит водяного пара меньше, чем мог бы содержать при данной температуре. Такой воздух называется ненасыщенным.
Относительная влажность воздуха - это отношение количества влаги, находящейся в воздухе, к тому количеству, которое он может содержать при данной температуре. Относительная влажность выражается в процентах. Относительная влажность насыщенного воздуха равна 100%.
Воздух, имеющий влажность около 30% и меньше, считается сухим.
На метеорологических станциях влажность измеряется с помощью прибора гигрометра, используются приборы - самописцы-гигрографы.
Облако - это скопление водяных капель. Облако находится на значительной высоте над земной поверхностью. Главная причина образования и тумана и облака: выделение капелек воды при охлаждении воздуха, насыщенного водяным паром.
В воздухе, имеющим температуру ниже 0 градусов по Цельсию, облако состоит из кристалликов льда.
Облака имеют различные формы, которые зависят от условий их образования, высоты, ветра. Все виды облаков по форме можно объединить в три основные группы.
Каждая из них имеет свои разновидности.
Кучевые облака. Если потоки нагревающегося воздуха поднимаются быстро, основание его становится темным и кажется, что оно готово брызнуть дождем.
Такое облако называют кучево-дождевым или ливневым.
Пасмурным выглядит небо с низкими, однообразно серыми слоистыми облаками. Они могут сплошь закрывать все небо.
Иногда слои имеют вид крупных валов с различными серыми оттенками. Их называют слоисто-кучевые.
В солнечные дни можно видеть как бы разбросанные по небу ослепительно белые волокна, или перья так называемых перистых облаков. Эти самые высокие и тонкие облака образуются в верхней тропосфере и состоит из мелких кристалликов льда.
Прочитали текст? Теперь ответьте на вопросы, поставив крестики на строчках, наибольшим образом отражающих действительность:
1. Насколько уверены вы были в своих позициях до начала чтения:
- абсолютно уверен ___;
- уверен в какой-то степени ___;
- не уверен вообще ___.
2. На основе чего вы сделали свои предположения:
- на основе твердых знаний ___;
- по-моему, что-то читал, слышал ___;
- ткнул пальцем в небо ___.
3. Не правда ли, что предположения, высказываемые вами до начала чтения, делают чтение интересным процессом:
- да, это так ___;
- как-то не заметил этого ___;
- нет, даже стало неинтересно читать ___.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Даже если вы делали свои предположения не на основе знаний, а просто пытались угадать, то это все равно отлично.
2. Пытайтесь не делать неуверенных предположений.
3. Всегда обращайте внимание на то, чтобы составление предположений до начала чтения превращало чтение в интересное занятие.
Аналогично обработайте еще несколько своих текстов.
УПРАЖНЕНИЕ 38. Перед началом чтения бегло просмотрите текст и сформулируйте вопросы по тексту.
Прочитайте текст основательно, но быстро, пытаясь найти ответы на поставленные вопросы. Начинайте выполнять упражнение, формулируя 2-3 вопроса.
Доведите выполнение упражнения до такой стадии, чтобы вы могли удерживать в памяти 8-10 вопросов и находить ответы не все без пропусков.
УПРАЖНЕНИЕ 39. Чтение текста в обычном его понимании замените на непрерывное формулирование вопросов во время перемещения взгляда по тексту и получение ответов на них. Выполнение упражнения следует проводить по следующему плану:
- Первая неделя.
1. Прочитайте первое предложение текста и как можно быстрее составьте вопрос по этому предложению. Еще лучше, если вы начнете составлять вопрос, даже не прочитав предложение до конца.
2. Используя значимые слова предложения, мысленно ответьте на вопрос.
Перейдите ко второму предложению. Еще лучше начать читать второе предложение, не завершив ответ на первый вопрос до конца.
И так далее.
- Вторая неделя.
1. Прочитайте первый абзац текста и мысленно составьте вопросы, касающиеся всех важных проблем и существенных фактов абзаца.
2. Выделите среди сформулированных вопросов тот, который касается наиболее важной мысли абзаца.
3. Перемещая взгляд по тексту так же, как и при обычном чтении, мысленно ответьте на все вопросы, особо выделив мысли и факты входящие в ответ на наиболее важный вопрос. Перейдите ко второму абзацу.
И так далее.
- Третья неделя.
1. Перемещая взгляд по тексту, как и при обычном чтении, формулируйте вопросы, не останавливая движения взгляда по строчкам, и сразу же отвечайте на них. Если ответ оказывается крупным и требует для своего формулирования много времени, то следует прерывать чтение на несколько секунд.
УПРАЖНЕНИЕ 40. Читая текст как можно быстрее, найдите слова, после которых обычно следуют выводы (заключения, обобщения и т.п.), и, приостановив на время чтение, постарайтесь сделать выводы (заключения, обобщения и т.п.) сами.
Затем продолжите чтение и сравните ваши выводы (заключения, обобщения и т.п.) с авторскими.