ПРИМЕЧАНИЯ
1. Желательно свои выводы формулировать в письменном виде.
2. То, насколько ваши выводы будут совпадать и по содержанию, и по количеству пунктов с выводами автора текста, говорит о том, насколько вы хорошо усвоили читаемый текст, ведь автор делает выводы только после того, как изложит всю необходимую для этого информацию.
3. Слова, после которых, как правило, следуют выводы (заключения, обобщения и пр.): итак, в итоге, итого, следовательно, следует, в результате, соответственно, очевидно, поэтому, потому, значит и т.п.
Поле восприятия и мысленное
прогнозирование
С момента начала занятий вы уже сильно изменили свои читательские навыки и теперь выгодно отличаетесь от ваших коллег по работе или по учебе, от ваших любимых членов семьи и добрых соседей. Вы уже успели:
1. Повысить вашу культуру чтения, создав все условия для совершенствования навыков чтения. Для этого вы развили внимание и память, повысили продуктивность чтения за счет проведения психологической подготовки к чтению, обеспечили легкость чтения за счет активизации тезауруса и расширения поля восприятия, приучили себя читать без сплошного проговаривания и не отвлекаясь.
Вы теперь работаете с книгами профессионально и не утомляясь.
2. Повысить качество усвоения текстов. Для этого вы научились выявлять из текстов существенную информацию, профессионально осмысливать все факты и мысли текста.
Способствовало этому совершенствование мышления и воображения, развитие логических приемов осмысления содержания текстов.
В итоге примерно за 4 недели упорных тренировок качество усвоения текстов выросло примерно на 10-30%, и теперь при прочтении несложных текстов вы наверняка усваиваете не менее s содержания. Кстати, по международным стандартам только чтение с усвоением более чем 75% можно считать КАЧЕСТВЕНЫМ ЧТЕНИЕМ.
Все остальное - поверхностное чтение!
Возможно, что некоторые ваши умения качественного усвоения и прочного запоминания вы еще не довели до автоматического применения на практике. Возможно, эти умения еще требуют своего развития.
В этом случае найдите дополнительное время. В процессе дальнейшей работы над следующим этапом овладения навыками рационального чтения вы сумеете развить навыки качественного усвоения текстов.
Ваша скорость чтения к настоящему моменту, наверное, незаметно подросла и, скорее всего, находится в диапазоне 600-1200 зн/мин. Это 1,5 - 3-кратное увеличение скорости чтения - несущественное увеличение и является результатом того, что вы сейчас ПРОСТО ПОЗВОЛЯЕТЕ себе читать так, как вы это можете делать на основе ваших природных способностей и на основе ваших нынешних возможностей мышления и памяти. Пока вы еще не занимались СПЕЦИАЛЬНЫМ ПОВЕШЕНИЕМ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ.
На завершающем этапе овладения навыками рационального чтения вы существенно увеличите свой диапазон скоростей продуктивного чтения.
Цель последнего этапа совершенствования читательских навыков - сделать ваше чтение отвечающим требованиям современной жизни - гибким и при необходимости скоростным.
Чтобы достичь высоких результатов на этом этапе занятий, вам потребуется решить следующие две задачи:
1. Существенно расширить поле одномоментного восприятия текстовой информации, иначе говоря, увеличить объем печатного текста, усваиваемый за каждую фиксацию взгляда, научившись МЫСЛЕННО ПРЕДВОСХИЩАТЬ (ПРЕДУГАДЫВАТЬ, АНТИЦИПИРОВАТЬ) при чтении части текстовой информации, находящейся в поле видения (в боковых частях), но вне поля восприятия обычного читателя, т.е. вне того поля зрения, внутри которого все буквы видны отчетливо, резко. Нужно научиться схватывать как бы боковым зрением, научиться быстро осмысливать еще не дочитанное.
Любой человек, держа в руках текст на расстоянии 30-40 см, способен увидеть страницу целиком, а в поле ясного видения находится незначительная часть - 1-3 слова.
- поле отчетливого видения, с которого информация считывается и узнается. |
|
- поле, с которого информация угадывается, прогнозируется |
Вот так чтение проводилось читателями через одну неделю занятий по рационализации чтения (8 фиксаций взгляда):
Возможно, что некоторые ваши умения качественного
усвоения и прочного запоминания вы еще не довели до
автоматического применения на практике.
Вот так чтение проводится читателями после окончания курса рационализации чтения (5 фиксаций):
Возможно, что некоторые ваши умения качественного
усвоения и прочного запоминания вы еще не довели до
автоматического применения на практике.
Вот так будет выглядеть траектория перемещения взгляда по полю текста:
2. Сформировать 4 различные стратегии чтения (способы перемещения взгляда по текстам и способы осмысления при этом) и сформировать соответствующую психическую установку на возможность негоризонтального перемещения взгляда при чтении (привычку перемещать взгляд по тексту не только построчно, но и, если понадобиться, по слаломной траектории).
3. Выработка навыка негоризонтального перемещения взгляда.
При этом должно соблюдаться условие: уверенное, достаточно полное и точное усвоение содержания читаемых текстов.
ЭКСПЕРИМЕНТ!
Выберите на дальней стене вашей комнаты какой-либо объект наблюдения. Посмотрите на него.
Теперь растопырьте пальца одной руки и подведите руку так, чтобы вы наблюдали выбранный объект сквозь пальцы.
Как вы при этом видите свои пальцы?
Нерезко. Расплывчато.
Почему? Потому, что центральные оси видения каждого взгляда сфокусированы не на пальцах, а на дальше расположенном объекте.
Иными словами, по отношению к пальцу оси видения оказываются РАЗВЕДЕННЫМИ.
Примечание. Разведение осей видения - абсолютно не вредно.
Напротив, поскольку состояние мышц глазодвигательной системы при разведенных осях, т.е. при смотрении вдаль, является наиболее благоприятным с физиологической точки зрения, то упражнения с разведением осей можно рекомендовать в качестве релаксационных. Например, НОУ-ХАУ Школы рационального чтения является использование изображений для разведения осей для релаксаций пользователями компьютеров (на экране компьютера через 20-22 минуты появляется очередное изображение для объемного видения) и использование объемных картинок читателями (через каждые 3-5 страниц, в зависимости от сложности текста, читателям предлагаются рисунки по читаемой теме, но выполненные с помощью компьютера для объемного видения).
Если оси направлены на ближайший объект (Б), то ближайший будет виден резко, а дальний (Д) - нерезко:
Если же оси направить на дальний объект, то ближний объект будет виден нерезко, а дальний - резко.
ЕЩЕ ЭКСПЕРИМЕНТ!
Скрутите лист бумаги формата этой книги в рулон. Диаметр рулона должен быть таким, чтобы вы могли держать рулон в руках, сомкнув пальцы (диаметр = 3-6 см).
Посмотрите на дальнюю стену комнаты, в которой вы находитесь сейчас. Выберите на стене какой-либо мелкий объект (точку, узор обоев, уголок картины и т.п.).
Внимательно посмотрите на выбранный объект. Оцените то, что вы смотрите двумя глазами.
Получается?
Да и не может не получиться! Но эксперимент не в этом.
Теперь расправьте кисть другой руки и, вытянув эту руку, медленно поднесите ко второму концу трубки так, чтобы кисть руки заслонила свободному глазу объект наблюдения. В итоге вы одним глазом через трубку будете смотреть на объект, а другим глазом - на кисть руки.
А теперь - об эффекте, который вы будете наблюдать в этом эксперименте.
Что вы видите?
Правильно! Вы видите ДЫРКУ В ЛАДОНИ, а сквозь эту дырку вы спокойно наблюдаете за объектом!
Удивительно, не правда ли?
Разъяснения. Этот эффект говорит о том, что вы, разведя оси видения (ведь вы направили взгляд на дальний объект и сфокусировали там), заставили себя видеть ладонь нерезко.
А как вы обычно осознаете и оцениваете то, что видите нерезко? Никак! Те предметы, которые видятся нерезко (то, на чем не фокусируются две оси), НЕ ВОСПРИНИМАЮТСЯ СОЗНАНИЕМ И НЕ ОСОЗНАЮТСЯ, НЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ КАК ЗНАЧИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Следовательно, ваша ладонь не осознается как предмет наблюдения.
Но полушарие мозга, которое должно было получить сигнал от заслоненного глаза (сигнал от левого глаза идет на переработку в правое полушарие мозга, а сигнал от правого глаза - в левое полушарие), не может бездействовать и поэтому обращается ко второму полушарию и застает там информацию об объекте, расположенном на стене. Этот сигнал осмысливается и выдается сознанию как собственная информация, полученная от собственного глаза.
В итоге заслоненный глаз ВИДИТ то, что реально видит другой глаз (здесь слова даны в кавычках, так как их значения - условны).