Здесь имеет место воздействие сознания на вагусное управление сердечной деятельностью. N.vagus (блуждающий нерв) иннервирует синусный узел сердца, доминантный центр автоматизма сердца: активизация блуждающего нерва ведет к замедлению частоты водителя ритма - т. н. «отрицательный хронотропный эффект».
Тот же испытуемый в ходе дальнейших исследований Bhole и др.(1973) показал максимальные интервалы между ударами сердца около 5,6 с. О таких произвольных замедлениях сердечной деятельности сообщают еще многие исследователи (Hoenig 1968, Chhina 1974, Green и др. 1970).
При аутогенной тренировке также можно добиться понижения частоты сердечных сокращений (Schultz 1936).
У двух йогов был зафиксировано экстремальное ускорение сердечной деятельности, которое было вызвано не посредством какого-либо мускульного действия, а, наоборот, в состоянии покоя. В одном случае Green (1970, цит.по: Funderburk 1977) зарегистрировал продолжавшееся в течение 17 с трепетание желудочков сердца с частотой 300/мин, которое сопровождалось уменьшением амплитуды ЭЭГ и низкой частотой дыхания (2-3/мин).
Kothari и др. (1973) описали обратимую многодневную остановку сердца у йога, который медитировал восемь дней под землей без доступа воздуха. На протяжении первых двух дней у него, по данным электрокардиографии, развивалась синусовая тахикардия, сходная с трепетанием желудочков (250/мин, время изгнания - 120 мс, комплекс QRS - 60 мс, рост интервала S-T), пока не наступила остановка сердца (прекращение электрической активности), которая продолжалась вплоть до восьмого дня. За два часа до условленого времени снова появилась синусовая тахикардия (142/мин), которая к моменту вскрытия снизилась до 98/мин.
К сожалению, все это время не регистрировались другие функции, включая ЭЭГ и дыхание, не был проведен и анализ воздуха в яме. После вскрытия ямы была замерена температура тела (34,8C ), чего не производилось во время эксперимента. В табл. 29 содержатся все данные, полученные до и после опыта.
По поводу этих данных существует множество трактовок, от «мнимой смерти» до «зимней спячки». Фактом является то, что йог в течение восьми дней выдерживал следующий «стресс»:
1.застой кровообращения (?); 2. аноксия (кислородное голодание) (?); 3. сухость; 4. голод; 5. лишение сенсорных стимулов и изоляция. Каким образом он смог это выдержать, сейчас не поддается физиологическому объяснению.
Этот эксперимент до сих пор не воспроизводился.
Таблица 29. Данные до и после 8 дней обратимой остановки сердца у йога, восемь дней медитировавшего под землей (из Kothari, Bordia, Gupta 1973)
Параметр |
До |
После |
пребывания под землей |
||
Вес тела [кг] |
55,0 |
50,5 |
Кровяное давление [мм рт.ст.] |
164/92 |
140/88 |
Частота сердечных сокращений [1/мин] |
106 |
98 |
Частота дыхания [1/мин] |
20 |
16 |
Оральная температура тела [С] |
37,2 |
34,8 |
Сахар в крови [мг/100мл] |
88,0 |
73,1 |
Мочевина в крови [мг/100мл] |
30,0 |
56,0 |
Белки в крови [мг/100мл] |
5,8 |
5,5 |
Кальций в крови [мг/100мл] |
9,8 |
9,2 |
Холестерин в крови [мг/100мл] |
220,0 |
300,0 |
Гемоглобин [г/100мл] |
12,5 |
12,0 |
Количество лейкоцитов [мм-3 ] |
4600 |
9200 |
6.6. Йоготерапия
Уже с древнейших времен целью йоги было обретение правильного знания посредством медитации (см.1.1.), которая имеет своей предпосылкой гармоническое равновесие тела и духа. Во всех текстах хатха-йоги подчеркивается, что практика асан, пранаям и крий служит не заключению души и тела в «два непроницаемых отсека» (Kuvalayananda, Vinekar 1963), но для того, чтобы установить единство души и тела. Согласно традиционным представлениям состояние «гармонии тела и духа» является предпосылкой здоровой жизни. Так что человек становится невосприимчивым к различным факторам, которые могут привести к болезням или недомоганию. Pasek и Romanowski (1971) описывают это как достижение «состояния гомеостаза, который обеспечивает безупречное функционирование всех механизмов физиологического равновесия».
Основываясь на этих соображениях, уже с начала нашего века в Индии занимаются йоготерапией. В этой области был накоплен большой клинический опыт и, как выяснилось, определенные комбинации упражнений оказывают целительное действие при целом ряде заболеваний (Kuvalayananda, Vinekar 1963).
Если включить эту форму терапии в арсенал физио- или психотерапии, то, по нашему мнению, можно существенно дополнить современную физио- и психотерапевтическую практику. Решающим психическим фактором при этом могло бы быть то, что существует спрос на возможность помочь себе самостоятельно, независимо от медикаментов и назначений врача.
В связи с этим также указывается, что йоготерапия нацелена в первую очередь на психосоматические заболевания. В табл. 30 приведена сводка того, какие группы заболеваний лечат с помощью хатха-йоги в Институте Йоги в г.Лонавла (Индия). К этому можно добавить европейский опыт терапии таких ортопедических заболеваний как артриты, дегенеративные изменения межпозвонкового диска, миогелозы и проч., хотя эта практика пока не получила систематического характера. Медитация также может быть использована в терапии для регулярного получения «релаксационного ответа» (см.5.4.3.).
Вполне доказанным может считаться терапевтическое действие различных форм медитации при гипертонии (Datey и др. 1969, Benson и др.
1972, 1974, Patel 1973). Далее с помощью медитативных практик успешно излечиваются прежде всего те заболевания, причины которых коренятся в психике: наркотическая зависимость, различные мании, страхи и фобии, бронхиальная астма, стенокардия, снижение сопротивляемости стрессам, бессонница (подробнее об этом см.: Shapiro, Giber 1978, Sharfetter 1979, Hirai 1975).
Хотя отчасти в основе здесь лежат не совсем строгие исследования, в которых, например, не были одновременно обследованы контрольные группы или не производилась стандартизация терапевтических вариантов (Shapiro, Giber 1978), все же эти начинания указывают на взаимосвязь психофизиологических эффектов медитации с «выравнивающими» процессами адаптации, откуда можно вывести смысл «медитативной терапии».
Использование для целей терапии отдельных элементов йоги, выделенных из целостной системы, в древнеиндийской традиции не предусмотрено. Следовало бы разработать список показаний и противопоказаний применения йоготерапии, исходя из требований европейской медицины, а также с учетом того, что йога представляет собой целостный метод развития человека.
Поэтому применение отдельных элементов йоги имеет лишь мнимое противоречие с традицией, поскольку больной, согласно такому пониманию, не находится в состоянии равновесия, и нарушенная гармония должна быть целенаправленно восстановлена с помощью соответствующих упражнений.
Таблица 30. Некоторые успешные схемы терапии из Института Йоги Кайваладхама в г. Лонавле (Ananda 1980)
Заболевание |
Терапия |
Повышенная кислотность желудка |
бхастрика, уддияна, пашимоттанасана, вакрасана, майюрасана, триконасана, випаритакарани, шавасана |
Артриты |
ритмическое дыхание, нади содхана, вакрасана, пашимоттанасана, випаритакарани, триконасана, падмасана, шалабхасана, шавасана |
Бронхиальная астма |
ритмическое дыхание, нади содхана, уддияна, пашимоттанасана, шавасана, випаритакарани |
Сахарный диабет |
ритмическое дыхание, нади содхана, уддияна, пашимоттанасана, шавасана, ардхаматсиендрасана, сарвангасана |
Запор |
бхастрика, уддияна, триконасана, вакрасана, пашимоттанасана, наули, ардхаматсиендрасана, сарвангасана, сиршасана |
Понос |
нади содхана, випаритакарани, шавасана |
Геморрой |
ритмическое дыхание, уддияна, випаритакарани, сарвангасана, матсиасана, сиршасана, шавасана |
Головные боли |
ритмическое дыхание, нади содхана, випаритакарани, шавасана |
Гипертония |
ритмическое дыхание, нади содхана, падмасана, (випаритакарани?), шавасана |
Гипотония |
ритмическое дыхание, бхастрика, сиддхасана, халасана, шавасана, пашимоттанасана, сарвангасана, сиршасана |
Ревматизм |
ритмическое дыхание, нади содхана, триконасана, бхуджангасана, шавасана, шалабхасана, дхануранасана, сарвангасана, ардхаматсиендрасана |
Синусит |
нади содхана, сурья бхедана, шавасана, випаритакарани |
Туберкулез |
ритмическое дыхание, нади содхана, випаритакарани, сарвангасана, шавасана, сиршасана |
Язвы желудка или двенадцатиперстной кишки (ранняя стадия) |
ритмическое дыхание, уджайи, нади-содхана, уддияна, пашимоттанасана, ардхаматсиендрасана, сарвангасана, сиршасана, шавасана |
Варикозное расширение вен |
нади содхана, бхастрика, падмасана, йога-мудра, вакрасана, випаритакарани, сарвангасана, матсиасана, сиршасана, шавасана |
Синдром страха |
капалабхати, нади содхана, кумбхака, ваджрасана, ардхаматсиендрасана, шавасана, триконасана, дханурасана,сарвангасана |
Депрессивные состояния |
ритмическое дыхание, сурья бхедана, бхастрика, вакрасана, бхуджангасана, шалабхасана, халасана, пашимоттанасана, сарвангасана, шавасана |
Нервозность |
ритмическое дыхание, нади содхана, йога-мудра, вакрасана, шалабхасана, халасана, майюрасана, випаритакарани, шавасана |
При всех заболеваниях применяются еще и очистительные процедуры (шаткрия), соблюдается экономная диета йоги и большое значение придается концентративным практикам, особенно при психических нарушениях. |