6.7. Противопоказания
В йогических ашрамах Индии Учитель отсылает обратно тех учеников, которые кажутся ему неподходящими по причине психических или соматических расстройств. В основе такого отказа лежат, конечно, противопоказания, проистекающие из традиции, которые было бы интересно рассмотреть с позиций медицины.
Поскольку на сегодняшний день у нас нет достаточно обширного обоснованного перечня показаний для йоговской или медитативной терапии, то мы не располагаем и целенаправленными предписаниями по поводу их противопоказаний. Однако, изходя из того, что было изложено в главах с 3-й по 5-ю, возможно дать некоторые указания, которые напрашиваются a priori.
Исполнение любых асан должно сопровождаться оглядкой на болевые ощущения. Практика йоги ни в коем случае не должна причинять боль! При достижении болевой границы исполнение асаны должно быть приостановлено, что в первую очередь касается лиц, страдающих ортопедическими заболеваниями. Прежде чем приступать к интенсивной практике асан, необходимо выяснить состояние позвоночника, чтобы, к примеру, не допустить опасных пережимов A.vertebralis (позвоночной артерии).
Hanus и др. (1977) описывают случай закупорки A.vertebralis после сильного отклона головы назад при занятиях йогой с последующим инфарктом мозжечка и продолговатого мозга. Лица с повышенным артериальным давлением должны избегать упражнений, способствующих его дальнейшему повышению, к примеру, перевернутых поз и асан, при которых возрастает внутрибрюшное давление (см.3.3).
Только при нормальной, здоровой ситуации с обменом веществ допустимо приступать к пранаямам с пролонгированным выдохом.
Медитативные опыты должны следовать предписаниям, которые подобны тем, что рекомендуются при практике высших ступеней аутогенной тренировки или гипноза. Необдуманная, «дикая» медитация может иметь катастрофические психологические последствия. Ikemi и др. (1978) описывают такие негативные результаты йога- и дзен-медитации, как «высвобождение бессознательного материала», которым «затопляется» Я. Неподготовленная встреча с содержанием неосознаваемых переживаний может привести к дезинтеграции личности с последующими симптомами психоза или склонностью к суициду (что совпадает с действием некоторых наркотиков). Значение гуру в ашрамах йоги заключается также и в том, чтобы предохранить психическое развитие ученика от этих опасностей (что совпадает с функцией психотерапевта).
Медитацию, таким образом, могут практиковать психически здоровые лица со всеми предосторожностями, постепенно и по возможности под компетентным руководством.
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не следует думать, что физиология в состоянии исчерпывающе объяснить феномен йоги; йога включает в себя множество нефизиологических аспектов. Помимо практик воздействия на различные соматические и психические функции, в йоге содержатся также моральные и социально-психологические аспекты (см.2), а ввиду ее традиционной связи с системой санкхьи (см.1.1.) йогу можно рассматривать и с философских позиций.
В заключение можно попытаться дать краткую оценку йоги с различных точек зрения с учетом того, что было показано в предыдущих главах.
С точки зрения физиологии практика йоги представляет собой процесс функциональной актуализации психосоматики. Внимание, направленное на настоящее, концентративная установка на происходящее в данный момент, осознанная деавтоматизация автоматически протекающих процессов (поза, дыхание), в то время как мысленно и чувствами находишься где-то далеко, все это тренирует интеграцию психосоматики, что, с одной стороны, является предпосылкой для сознательного управления вегетативными функциями (напр., кровообращением, сердечной деятельностью, см.6.5.), а с другой, - совершенствует восприятие функционирования собственного тела.
Долгосрочные процессы адаптации (см.6.1-4.) можно понимать как реализацию тенденций к состоянию оптимального гомеостаза (Pasek, Romanowski 1971 ), так что в результате снижается подверженность всякого рода патогенным факторам - очень важный для медицины эффект физио- и психогигиены. При этом остается открытым вопрос, является ли это состояние гомеостаза чем-то таким, что можно натренировать, создать заново, или в терминах павловской физиологии выработать новый «нейро-вегетативный стереотип», или же практика йоги необратимо разрушает обусловленный культурой, приобретаемый в детстве и юности, нейро-вегетативный стереотип, характерный для перенапряженного стрессами «человека цивилизации».
Посредством медитации происходит «очищение восприятия» (см.5.4.), «деавтоматизация сознания» и, тем самым, также «очищение мышления». Присутствие в настоящем открывает возможности разрушения автоматизированного мышления, ориентированного на привычность и удобство, и делает человека более открытым к восприятию актуальных состояний и процессов, что, в частности, является предпосылкой для «более разумной регуляции обмена веществ с природой» (Маркс).
С медицинской точки зрения терапевтическая ценность свойственна многим элементам йогической практики. В целом ряде случаев психосоматических заболеваний особенно рекомендуется обращение к йоготерапии.
Необходимо систематическое изучение этих взаимосвязей и их клиническое обоснование, что подверждается весьма плодотворным опытом индийских институтов йоги.
С точки зрения философии представляется крайне затруднительным обсуждать в наших философских категориях малознакомые европейским философам основы брахманического или буддийского рационализма Индии. К тому же далеко еще не все философские тексты санкхьи или буддизма известны в Европе. Можно предполагать, что особый интерес для теории познания могла бы представлять взаимосвязь психологической и моральной причинности, как это решается в философии санкхья. Вопрос о том, как переживается объективная реальность при деавтоматизации сознании или, соответственно, что познается за пределами категориального мышления, мог бы, например, прояснить структуру социальной детерминированности человеческого познания.
Вероятно, можно было бы конкретнее подойти к проблеме влияния моральных категорий на человеческое поведение и, тем самым, к структуре технической цивилизации.
Практика йоги, таким образом, с точки зрения физиологии может быть рекомендована к применению в физио- и психотерапии соответственно как метод физио- и психогигиены. Более фундаментальные исследования физиологических связей должны иметь своей целью научное обоснование рекомендаций по показаниям и противопоказаниям йоги.
8. ГЛОССАРИЙ
Здесь используется общепринятая в настоящее время международная транслитерация санскрита, так как в рамках этой книги точная транслитерация с санскрита представляется излишней, ввиду того, что значение и произношение многочисленных диакритических знаков доступно только лингвистам. Произношение согласных - как в итальянском
Авидья |
невежество, незнание |
Агнисара |
букв. «промывание огнем»; ритмическое сокращение брюшных мышц на выдохе |
Аджна-чакра |
активный центр в области лба |
Анахата-чакра |
активный центр в области сердца |
Анга |
звено, ступень (классической йоги Патанджали) |
Анулома-Вилома |
переменное дыхание с промежуточными паузами |
Апариграха |
неприятие даров, отсутствие жадности, моральное предписание ямы |
Ардхаматсиендрасана |
полупоза скручивания сидя |
Асана |
поза |
Ашрам |
уединение, обитель йога |
Астея |
неворовство, отречение, моральное предписание ямы |
Атман |
индивидуальная душа |
Ахимса |
неубийство, ненасилие, моральное предписание ямы |
Аюрведа |
система традиционной древнеиндийской медицины, наука жить |
Бакасана |
поза ворона |
Бандха |
букв. «печать», закрытие отверстий тела путем сокращения мышц |
Басти |
очищение толстой кишки |
Брахман |
в древнеиндийской мифологии Бог-Творец, в философии веданты - обозначение безличной высшей реальности, мировая душа |
Брахманический |
относящийся к брахманизму, ранней стадии индуизма |
Будхи |
интеллект, рассудок, разум |
Бхагавадгита |
букв. «песнь величайшего», дидактическая поэма в древнеиндийском национальном эпосе Махабхарата |
Бхакти-йога |
йога любовной самоотдачи (напр., богу Кришне ) |
Бхашья |
Комментарий |
Бхастрика |
букв. «меха», одна из основных дыхательных техник |
Бхрамари |
вдох, замедленный жужжанием, дыхательное упражнение |
Бхуджангасана |
поза кобры или змеи |
Ваджрасана |
прочная поза, сидение на пятках, алмазная поза |
Ваджроли |
очищение мочевого пузыря |
Вакрасана |
вращение спины |
Вамана дхаути |
промывание желудка водой посредством рвоты |
Вамана-наули |
сокращение левой M.rectus abdominis |
Ванда дхаути |
промывание желудка с помощью катетера |
Вастра дхаути |
очищение желудка с глотанием тряпки |
Вайшешика |
атомистическая натурфилософия, одна из шести брахманических даршан |
Веда |
букв.»знание»; древнейшие Священные Писания индо-арийцев |
Веданта |
букв.»конец Веды»; одна из шести брахманических даршан, следующая высшему мировому принципу как началу бытия |
Випаритакарани |
перевернутая поза |
Вишудха-чакра |
активный центр в верхней части грудины |
Врикшасана |
поза дерева |
Врисчикасана |
поза скорпиона |
Дакшина-наули |
сокращение правой M.rectus abdominis |
Даршана |
мировоззрение, философская система |
Джаландхара-бандха |
подбородочный замок |
Джала-нети |
промывание водой носовых пазух |
Джала-басти |
промывание водой толстой кишки |
Джапа |
произнесение мантр |
Дживха бандха |
замок языка |
Джнана-йога |
йога знания |
Дза-дзен |
букв.»сидячий дзен», школа медитации с полной концентрацией внимания вовне, в абсолютно тихом окружении |
Дзен |
букв. японская модификация дхианы, ставшая медитативным течением японской культуры |
Дханурасана |
поза лука |
Дхарана |
мысленная концентрация; шестая ступень классической йоги |
Дхаути |
очищение желудка |
Дхиана |
размышление, медитация; седьмая ступень классической йоги |
Дурипада-сиршасана |
двусторонняя поза ног и головы |
Екапада-ангуштасана |
поза на кончиках больших пальцев ног |
Ганеша-крия |
букв. «очищение слона», массаж анально ректумной области пальцем |
Гуна |
в системе санкхья качество, свойство праматерии |
Гуру |
духовный Учитель, Мастер |
Гхеранда-самхита |
компендиум хатха-йоги (предположительно XVI или XVII в.) |
Ида |
левый главный канал (нади) |
Ишвара |
в индуизме - «Господь», персонифицированный бог |
Капалабхати |
букв. «очищение полости лба», техника пранаямы |
Карма |
действие, результат поступка |
Кевала-кумбхака |
задержка дыхания в середине дыхательной фазы |
Кевали-кумбхака |
замедленное дыхание, при котором задержки дыхания систематически возрастают |
Коан |
задача для обдумывания, соответственно, медитации в дзен, большей частью некий логический парадокс |
Крия |
очищение |
Крия-йога |
йога физического и духовного (просветления) очищения |
Кукутасана |
поза петуха |
Кумбхака |
задержка дыхания, одна из техник пранаямы |
Кундалини |
букв. «свернувшаяся клубком», змеиная сила; символическое обозначение локализованного в муладхара-чакре энергетического потенциала |
Кундалини-йога |
форма тантрической йоги, нацеленная на активизацию силы Кундалини |
Курмасана |
поза черепахи |
Кхечари-мудра |
букв. «печать небесного полета», замок носоглотки |
Лайя-йога |
йога «расплавления», форма Кундалини-йоги |
Манипура-чакра |
активный центр в области пупка |
Мантра |
звук, слово, обладающее силой; часто слоги санскритского алфавита |
Мантра-йога |
йога, использующая звуки |
Марма |
жизненная точка, «стратегическая точка» в айюрведе |
Матсиасана |
поза рыбы |
Матсиендрасана |
скрученная поза, букв. «поза Матсиендранатха» (Матсиендранатх считается основателем хатха-йоги) |
Майя |
видение, космическая иллюзия в Веданте |
Майюрасана |
поза павлина |
Миманса |
букв. «толкование, рефлексия»; учение о жертвоприношениях, одно из шести брахманических даршан |
Мудра |
символ, знак; сокращение какой-нибудь группы мышц |
Мула-бандха |
тазовый замок, сокращение всех мышц дна таза |
Муладхара-чакра |
букв. «корневая чакра», активный центр у выхода малого таза |
Мурча |
выдох, замедленный жужжанием |
Нади |
канал |
Нади-содхана |
букв. «очищение нади», переменное дыхание без пауз |
Наули |
волнообразное сокращение прямых мышц живота, часто именуются «кишечной мельницей» |
Нети |
очищение носа |
Нияма |
самодисциплина, вторая ступень классической йоги |
Ньяя |
логика, учение об умозаключении, одна из шести брахманических даршан |
Падмасана |
поза лотоса |
Парватасана |
поза горы |
Пашимоттан асана |
поза наклонной спины |
Павана |
Ветер |
Паванамуктасана |
поза от метеоризма |
Пингала |
правый главный канал (нади) |
Пракрити |
природа, материя |
Прана |
космическая энергия, жизненная сила, вдох (дыхание) |
Пранаяма |
распределение энергии в теле, обучение дыханию, четвертая ступень классической йоги |
Пратьяхара |
отстранение чувств, пятая ступень классической йоги |
Пурна кумбхака |
задержка дыхания на полном вдохе |
Пуруша |
Самость, духовный принцип; в философии санкхья термин для отдельной души |
Пурака |
вдох |
Раджа-гуна |
гуна страсти, эмоций; одна из трех гун |
Раджа-йога |
царственная йога, обозначение высших ступеней классической йоги |
Речака |
выдох |
Ригведа |
древнейшее индийское произведение (ок. 1000г. до н.э.), одна из четырех вед |
Сахасрара-чакра |
букв. «тысячелепестковый лотос», активный центр на макушке головы |
Самадхи |
«сверхсознательное состояние», восьмая ступень и вершина классической йоги |
Самхита |
компендиум |
Санкхья |
древнеиндийский рационализм, одна из шести брахманических даршан |
Самиама |
обозначение трех верхних ступеней классической йоги |
Сантоша |
удовлетворенность, предписание ниямы |
Сарвангасана |
букв. «поза всего тела», стойка на плечах, свеча |
Сатори |
«сверхсознательное» состояние в дзене |
Саттва |
свет, радость, познание; одна из трех Гун |
Сатья |
правдивость, моральное предписание ямы |
Сиршасана |
стойка на голове |
Ситали |
охлаждающее дыхание |
Шавасана |
букв.»поза трупа», поза релаксации |
Шакти |
творческая сила, женское начало |
Шалабхасана |
поза кузнечика |
Шанкха-пракшалана |
форсированное промывание желудочно-кишечного тракта |
Шаткрия |
«шесть очищений»; шесть очистительных процедур |
Шива |
божество индуизма |
Шивасамхита |
средневековый компендиум хатха-йоги |
Сукхасана |
легкая сидячая поза, поза портного |
Сунья-кумбхака |
задержка дыхания на полном выдохе |
Сурья |
солнце |
Сурья бхедана |
вдох через правую ноздрю |
Сурьянамаскар |
приветственный гимн Солнцу; серия подготовительных упражнений для занятий хатха-йогой |
Сушумна |
главный канал (нади) в позвоночнике |
Сутра |
изречение, афоризм |
Сутра-нети |
механическое очищение носа |
Свадхистана-чакра |
активный центр в нижней части живота |
Тамас |
темнота, инертность, леность; одна из трех Гун |
Тантра |
ткань, учебник, эзотерический путь избавления, который посредством психо-экспериментальных методов ведет к духовному совершенству (сиддхи) |
Тантра-йога |
экспериментирующая йога, цель которой активизация Кундалини |
Тапас |
строгость, усердие, аскетизм, поведенческая заповедь ниямы |
Тратака |
неподвижная фиксация взгляда на внешнем объекте, относится к практике крий |
Уддияна-бандха |
сокращение диафрагмы |
Уджайи |
углубленное, замедленное дыхание при полузакрытой голосовой щели |
Упанишады |
«тайное учение», философские трактаты, завершающие Веды |
Уштрасана |
поза верблюда |
Уттхита-падмасана |
вытянутая поза лотоса |
Халасана |
поза плуга |
Хатха-йога |
йога владения своим телом |
Хатхайога-прадипика |
основной средневековый текст о хатха-йоге |
Чакра |
центр, колесо, вихрь; пришедшее из тантрической йоги, обозначение семи центров психической активности |
Чакрасана |
поза колеса |
Читта |
мышление, орган мышления |
Йога |
подчинение; обуздание; система самодисциплины |
Йога-мимамса |
журнал института йоги Кайвалайдхама в г.Лонавла (Индия), издаваемый с 1924г. |
Йога-мудра |
букв.»символ йоги»; асана |
Йоганидрасана |
йогическая поза сна |
Йогин |
занимающийся йогой со знанием и опытом |
Йони |
промежность; часто синоним женских гениталий |
Яма |
самодисциплина, заповедь; первая ступень классической йоги |
Янтра |
геометрическая фигура для медитации |
Янтра-йога |
разновидность йоги, использующая геометрические фигуры |