5. Пранаяму можно также выполнять сразу, как только встанете с постели, перед Джапой и медитацией. Это сделает ваше тело лёгким, и вы будете наслаждаться медитацией. Установите удобный для вас режим.
6. Не шевелитесь без необходимости. При частом шевелении отвлекается ум. Не чешитесь.
Во время выполнения Пранаямы, Джапы и медитации Асана должна быть устойчивой и твёрдой, как скала.
7. Во всех упражнениях повторяйте Мантру Рамы, Шивы, Гаятри или любую другую, либо просто ведите счёт или выберите любую другую систему отсчёта в соответствии с вашими наклонностями. Гаятри или ОМ – лучшие Мантры для Пранаямы. Вначале вы должны соблюдать счёт для Пураки, Кумбхаки и Речаки. Счёт и правильная пропорция установятся сами, когда вы будете делать Пураку, Кумбхаку и Речаку так долго, как вам удобно. С практикой вам не нужно будет считать или вести счёт.
В силу привычки у вас естественным образом установится нормальное отношение фаз дыхания.
8. В начале в течение нескольких дней вы должны вести счёт и следить за прогрессом. В продвинутых стадиях вам не нужно будет отвлекать ум счётом. Лёгкие сами подскажут вам, когда закончится требуемое число.
9. Не выполняйте Пранаяму до утомления. Во время и после практики всегда должна быть радость и весёлое настроение. Вы должны заканчивать практику окрепшим и освежённым.
Не связывайте себя слишком многими правилами (Ниямы).
10. Не принимайте ванну сразу после Пранаямы. Отдохните с полчаса. Если вы вспотели во время занятий, не вытирайте пот полотенцем. Разотрите его руками.
Когда вы вспотели, не подвергайте тело прохладному сквозняку.
11. Всегда очень медленно вдыхайте и выдыхайте. Не издавайте шума.
В Пранаяме типа Бхастрика и Капалябхати вы можете издавать мягкий и как можно более низкий звук.
12. Не следует ожидать пользы после одного-двух дней занятий по 2-3 минуты. Вы должны ежедневно заниматься не менее 15 минут на протяжении многих дней.
Не будет пользы, если вы будете прыгать с одного упражнения на другое каждый день.
13. Патанджали не делает большого упора на практике различных видов Пранаямы. Он говорит: Медленно выдыхайте, затем вдыхайте и задержите дыхание. Вы приобретёте устойчивый и спокойный ум.
Это Хатха йоги развили Пранаяму как науку и упоминают различные упражнения, подходящие разным людям.
14. Начинающие должны несколько дней выполнять только Пураку и Речаку без какой-либо Кумбхаки. Речака должна быть длительной.
Пропорция между Пуракой и Речакой – 1:2.
15. Пранаяма в своей популярной и подготовительной форме может выполняться всеми в любой позе, сидя или во время прогулки; тем не менее, она принесёт пользу. Те, кто занимаются в соответствии с предписанными правилами, быстро достигнут положительных результатов.
16. Постепенно увеличивайте период Кумбхаки. В первую неделю задерживайте дыхание в течение 4-х секунд, во вторую неделю – 8 секунд, в третью – 12 секунд и т.д., пока не сможете задерживать дыхание до предела своих возможностей.
17. Вы должны так хорошо согласовать Пураку, Кумбхаку и Речаку, чтобы в любой стадии Пранаямы не было ощущения удушья или неудобства. Вы никогда не должны ощущать потребность сделать несколько нормальных дыханий между следующими друг за другом циклами.
Продолжительность Пураки, Кумбхаки и Речаки должна быть соответствующим образом согласована. Упражняйтесь осторожно и внимательно, тогда успешно и легко достигните всего.
18. Вы не должны без необходимости затягивать период выдоха. Если вы растянете время Речаки, следующий вдох будет осуществлён в торопливой манере, и ритм дыхания будет нарушен.
Вы должны тщательно отрегулировать Пураку, Кумбхаку и Речаку, чтобы быть в состоянии с абсолютным удобством и вниманием выполнять не только одно упражнение Пранаямы, но также и весь курс или требуемый цикл Пранаямы.
Ещё раз повторяю: опыт и практика сделают вас совершенным. Будьте упорным. Ещё один необходимый фактор – это обретение эффективного контроля над лёгкими в конце Кумбхаки, чтобы иметь возможность спокойно выполнить Речаку пропорционально Пураке.
Асаны
Важность Асан
Без надёжной, устойчивой Асаны вы не сможете иметь успех в медитации. Чем устойчивее вы находитесь в Асане, тем больше вы способны к концентрации внимания и направлению ума в одну точку. Если вы можете устойчиво находиться в позе хотя бы один час, вы будете способны достичь сосредоточенности ума и почувствовать посредством этого безграничный покой и Атмическую Ананду.
Когда вы сидите в позе, думайте про себя: Я твёрдый, как скала. Повторите это самовнушение 6 раз. Тогда Асана скоро станет устойчивой. Когда вы сидите для Дхьяны, вы должны стать живой статуей.
Только тогда будет настоящая устойчивость в Асане. Через год регулярной практики вы достигнете успеха и будете способны сидеть прямо три часа. Начните с получаса и постепенно увеличивайте продолжительность практики.
Когда вы сидите в Асане, голову, шею и туловище держите на одной прямой линии. Придерживайтесь одной Асаны и добейтесь полной неподвижности и совершенства повторными занятиями. Никогда не меняйте Асану. Упорно придерживайтесь одной.
Реализуйте всю пользу одной Асаны.
Асана даёт Дридхату (силу),
Мудра даёт Стхирату (устойчивость),
Пратьяхара даёт Дхайрью (смелость),
Пранаяма даёт Лягхиму (лёгкость),
Дхьяна даёт Пратьякшатву (восприятие) Души, а
Самадхи даёт Кайвалью (уединение), которая, поистине, является свободой или предельным блаженством.
Поз столько же, как и видов живущих в этой вселенной существ. Богом Шивой описано 84 Лякх Асан (1 Лякха=100 000), из них лучших – 84, а среди них - 32 очень полезные. Некоторые Асаны выполняются стоя: Тадасана, Триконасана, Гарудасана и т.д. Есть позы, выполняемые сидя: Пашчимоттанасана, Падмасана и т.д. Некоторые Асаны выполняются лёжа: Уттанпадасана, Паванамуктасана и т.д.
Ширшасана, Врикшасана и другие - выполняются вниз головой и вверх ногами.
В давние времена эти Асаны практиковались в Гурукулях, поэтому люди были сильные, здоровые и долго жили. Асаны должны быть внедрены в школах и колледжах. Обычные физические упражнения развивают лишь поверхностные мышцы тела.
Человек становится лишь существом с красивыми физическими данными. В то время, как Асаны предназначены для физического и духовного развития.
Детальные инструкции по технике выполнения 94 Асан даны в моей книге с иллюстрациями Йогические Асаны (Yoga Asanas). Здесь я упомяну лишь несколько Асан, полезных для концентрации, медитации и для пробуждения Кундалини.
Падмасана идёт первой среди четырёх поз, предписанных для Джапы и Дхьяны. Это лучшая Асана для созерцания. Риши, подобные Гхеранде, Шандилье, очень высоко отзывались об этой жизненно важной Асане. Она хорошо подходит для семьянинов. Даже женщины могут сидеть в этой Асане.
Падмасана особенно удобна для стройных и молодых людей.
Сядьте на пол, вытянув ноги вперёд. Затем положите правую ступню на левое бедро и левую ступню – на правое бедро. Кисти рук положите на колени.
Вы можете сделать сплести пальцы и положить переплетённые пальцы на левую лодыжку. Для некоторых это очень удобно. Или вы можете положить левую кисть на левое колено, а правую кисть на правое колено, ладони обращены вверх; указательный палец касается средней части большого пальца (Чинмудра).
Следующей по значению за Падмасаной идёт Сиддхасана. Некоторые считают эту Асану лучшей для Дхьяны, чем Падмасану. Если вы овладеете этой Асаной, вы приобретёте многие Сиддхи. Поэтому многие Сиддхи прошлого практиковали её.
Отсюда и название – Сиддхасана.
Даже тучные люди с широкими бёдрами легко могут выполнять
Эта Асана не подходит для женщин.
Прижмите одну пятку к анусу. Другую пятку – к основанию половых органов. Стопы и голени должны расположиться так, чтобы суставы лодыжек касались друг друга.
Положение рук, как в Падмасане.
Свастикасана – это удобное сидячее положение с выпрямленным туловищем. Вытяните ноги вперёд. Захватите левую ногу и положите стопу рядом с правым бедром.
Подобным образом согните правую ногу и протолкните её в пространство между бедром и икроножными мышцами. Теперь обе стопы окажутся между бёдрами и икрами ног. Это очень удобная Асана.
Кому трудно её выполнить, сядьте в Самасану.
Положите левую пятку у основания правого бедра и правую пятку – у основания левого бедра. Сядьте свободно. Не нагибайтесь ни влево, ни вправо.
Это Самасана.
Любая удобная, лёгкая поза для Джапы и медитации является Сукхасаной. Очень важно, чтобы голова, шея и туловище в ней составляли прямую линию. Люди, которые начинают Джапу и медитацию после 30-40 лет, обычно не в состоянии долго сидеть в Падмасане, Сиддхасане или Свастикасане. Люди сидят неправильно и называют это Сукхасана.
Проблема в том, что даже без их сознания спина через несколько минут сгибается. Сейчас я опишу замечательную Сукхасану, с помощью которой пожилые люди смогут долгое время сидеть и медитировать. Молодым людям не следует её выполнять.
Она специально предназначена для тех людей, которые не могут сидеть в Падмасане или Сиддхасане, несмотря на повторные попытки.