Лягте на пол. Поднимите прямые ноги вверх. Поддерживайте ягодицы руками. Локти лежат на полу. Сохраняйте устойчивость.
Солнце обитает у основания пупа, а Луна - у основания нёба. Процесс, при котором Солнце поднимается вверх, а Луна опускается вниз, называется Випаритакарани Мудра. Положения Луны и Солнца меняется. Первый день выполняйте её в течение минуты. Постепенно увеличивайте продолжительность до трёх часов.
Через шесть месяцев морщины на лице и седые волосы исчезнут. Йог, который занимается этим около трёх часов в день, побеждает смерть. Поскольку увеличивается огонь желудка, те, кто долго выполняет эту Мудру, должны после неё слегка перекусить (выпить молока и т.д.).
Поза Ширшасана также называется Випаритакарани Мудрой.
Кха означает Акаша, а чари означает двигать. Йог движется в Акаше. Язык и ум пребывают в Акаше.
Отсюда название – Кхечари Мудра.
Эта Мудра может выполняться лишь человеком, прошедшим подготовительную тренировку под непосредственным руководством Гуру, который сам практикует Кхечари Мудру. Подготовительная часть этой Мудры заключается в том, чтобы сделать язык таким длинным, чтобы кончиком языка можно было бы коснуться межбровья. Гуру будет понемногу каждую неделю подрезать нижнюю уздечку языка острым, чистым ножом. Посыпая солью и порошком куркумы, добиваются того, чтобы разрезанные края снова не срастались.
Подрезка уздечки языка должна осуществляться регулярно раз в неделю в течение шести месяцев. Потрите язык свежим маслом и вытяните его. Захватите язык пальцами и подвигайте его взад-вперёд.
Доение языка означает его захват и совершение доильных движений, как это делает доярка при доении. Этими способами вы можете удлинить язык, чтобы он доставал лба. Это подготовительная часть Кхечари Мудры.
Затем, сидя в Сиддхасане, изогните язык вверх и назад так, чтобы он коснулся нёба и закрыл задние носовые ходы. Взгляд направьте в пространство между бровями. Теперь, покинув Иду и Пингалю, Прана будет двигаться по Сушумна Нади. Дыхание остановится.
Язык окажется в устье источника нектара. Это Кхечари Мудра.
Выполняя эту Мудру, йог освобождается от вялости, голода, жажды и лени, от болезней, разложения, старости и смерти. Эта Мудра делает человека Урдхваретой. Поскольку тело йога наполняется нектаром, он не умирает даже от смертельного яда.
Эта Мудра даёт йогам Сиддхи. Кхечари – лучшая из всех Мудр.
Это важная йогическая Крия в Хатха Йоге. Вы должны упорно трудиться, чтобы добиться полного успеха от этой Крии. Очень мало людей знают эту процедуру. Ученики Йоги втягивают воду вначале через серебряную трубку (специально изготовленный катетер), вставленную в уретру на 12 дюймов. С практикой, они могут втягивать молоко, затем масло, мёд и т.д., и, наконец, ртуть.
Позже они могут втягивать эти жидкости прямо через уретру без помощи серебряной трубки. Эта Крия широко применяется для поддержания совершенной Брахмачарьи. В первый день вы должны ввести катетер в уретру только на один дюйм; во второй день – на два; в третий – на три и т.д. Вы должны постепенно тренировать это, пока не будете в состоянии ввести внутрь 12 дюймов катетера.
Проход станет чистым и разработанным. Раджа Бхартрихари мог очень проворно выполнять эту Крию.
Даже капля семени не может вытечь у йога, практикующего эту Мудру. Даже если оно выделится, он может втянуть его внутрь с помощью этой Мудры. Йог, который втягивает семя и сохраняет его, побеждает смерть.
Его тело источает приятный запах.
Последний Трилингасвами из Бенареса был знатоком этой Крии. Шри Свами Кувалаянандаджи из Лонавлы обучает этой Мудре.
Некоторые называют Маюрасану Ваджроли Мудрой. Ваджроли Мудра известна и под названием Йони Мудра. Тем не менее, описание Йони Мудры будет дано отдельно.
Это глупость и заблуждение. Они не понимают технику и цель этой важной Крии.
Практика Муля Бандхи, Маха Бандхи, Маха Мудры, Асан, Пранаям и т.д., естественно, обеспечат занимающемуся понимание и успех в Ваджроли. Она должна выполняться под непосредственным руководством Гуру.
Сядьте в уединённой комнате в Сиддхасану. С силой втяните воздух и соедините его с Апаной. Сделайте Муля Бандху, пока Ваю не войдёт в Сушумну.
С помощью задержки воздуха Кундалини ощущает удушье, пробуждается и находит свой путь через Сушумну к Брахмарандхре.
Сядьте в Сиддхасану. Захватите стопу рядом с лодыжкой и медленно ударяйте стопой по Канде. Это Тадан Крия.
С помощью этого метода Кундалини также может быть пробуждена. С помощью практики этой Мудры можно стать Сиддхой.
Сядьте в Сиддхасану. Зажмите уши большими пальцами рук, глаза – указательными пальцами, ноздри – средними, верхнюю губу – безымянными, а нижнюю губу – мизинцами. Это прекрасная поза для выполнения Джапы. Уйдите глубоко в себя и медитируйте на Шат Чакрах и Кундалини. Это не так легко выполнить для всех, в отличие от других Мудр.
Вы должны прилично «попотеть», чтобы преуспеть в этом. Если хотите иметь настоящий успех, вы должны полностью утвердиться в Брахмачарье. Его очень трудно получить даже Дэвам. Поэтому осознайте важность этой Мудры, и очень осторожно выполняйте её.
Ваджроли Мудра также называется Йони Мудрой.
Другие Мудры
Существуют также Шамбхави, Мандуки, Ашвини, Тадаги, Матанджини, Бхучари, Атхори и различные другие Мудры. Здесь я рассказал вам лишь о самых важных Мудрах. За инструкциями по всем Мудрам обращайтесь к моей книге Хатха Йога.
Советы по Мудрам и Бандхам
1. Маха Мудра, Маха Бандха и Маха Ведха образуют одну группу. Иногда они являются как бы тремя стадиями одного упражнения. Муля Бандха, Уддияна Бандха и Джаляндхара Бандха образуют другую группу.
Муля Бандха выполняется при Пураке, Кумбхаке, Речаке, а также во время медитации и Джапы. Уддияна Бандха выполняется во время Речаки; а Джаляндхара Бандха – во время Кумбхаки.
2. Как и в случае со всеми остальными йогическими Криями, Мудры и Бандхи должны выполняться на пустой желудок. Общие советы, данные для Асан и Пранаям, должны выполняться при практике Мудр.
3. Польза, которая указана, не может быть реализована только одной практикой Мудр. Вы должны сочетать Пранаямы, Асаны, Джапу и другие йогические Крии.
4. Кхечари Мудра должна выполняться под непосредственным руководством Кхечари Гуру. Подрезание нижней уздечки должно осуществляться осторожно через определённое время. Ученики не смогут добиться успеха в этой Крие, если они начали её после 25 лет жизни, когда мышцы и нервы потеряли эластичность.
5. Кхечари, Шакти Чаляна, Ваджроли и другие продвинутые методы не должны практиковаться всеми. Ученики должны узнать у Гуру, готовы ли они для продвинутых методов, а также должны удостовериться: всем ли они обладают, что нужно иметь для практики.
6. Уддияна Бандха называется также Тадаги Мудрой. Сит-Крама и Вьют-Крама, описанные ранее, называются Матангини Мудрой. Выполните Муля Бандху. Затем расслабьтесь. Повторите еще и ещё раз.
Это называется Ашвини Мудрой.
7. Тот, кто не прошёл подготовительную часть Кхечари Мудры (удлинение языка), могут просто поджимать язык к нёбу. Это Набхо Мудра или Мандуки Мудра.
8. Настоящий успех в Мудрах может быть достигнут лишь при интенсивной концентрации ума. Подробные указания относительно концентрации внимания будут даны на последующих страницах.
Разнообразные тренировки
Лайя Йога
Лайя – это состояние ума, когда человек забывает все объекты чувств и поглощается объектом медитации. Лайя даёт возможность человеку иметь совершенный контроль над пятью Таттвами, умом и Индриями. Колебания ума прекращаются.
Ум, тело и Прана становятся полностью подчинёнными.
Для Лайя Йоги эффективным методом является Шамбхави Мудра, в которой человек упорно концентрирует внимание на любой из Шат Чакр. Упражнение Тратака играет жизненно важную роль в приобретении успеха в Лайе. В процессе практики йог устанавливается в Самадхи.
Он становится Дживанмуктой.
Звуки Анахаты
Звуки Анахаты – это мистические звуки, которые слышит йог во время медитации. Это признак очищения Нади. Некоторые ученики могут их отчётливо различать одним ухом, другие – двумя. Они бывают как громкими, так и тонкими. От громких вы должны переходить на созерцание тонких, а от тонких – на ещё более тонкие.
Начинающие могут слышать их лишь тогда, когда уши закрыты. Продвинутые студенты могут сосредотачиваться на звуках Анахаты, не закрывая ушей. Звуки Анахаты ещё называют Омкара Дхвани.
Они исходят из центра Анахаты Сушумна Нади.
Сядьте в свою обычную Асану. Зажмите уши большими пальцами рук. Слушайте и внимательно изучайте внутренний звук.
Звук, который вы услышите изнутри, сделает вас глухим ко всем внешним звукам. Закройте также глаза. В начале практики вы будете слышать множество громких звуков.
Позже их громкость уменьшится. Вначале ум должен так концентрироваться на любом одном звуке, чтобы раствориться в нём. Ум станет нечувствительным к внешним воздействиям и станет единым со звуком, как молоко с водой, а затем быстро поглотится Чидакашей.
Подобно тому, как пчела, пьющая нектар, не обращает внимания на посторонний запах, так же Читта, который поглощён внутренним звуком, больше не стремится к объектам чувств, т.к. он связан сладким ароматом или Надой и оставляет свою изменчивую природу.