Форма видимого


В сутре сказано также: Поистине, для мудрого все есть страдание... по причине противоречивого развертывания гун. Это означает, что свойства разума, имеющие природу ясности, деятельности и покоя, будучи взаимосвязанными вследствие поддержки, оказываемой друг другу, формируют умиротворенное, яростное или тупое состояние сознания, соответствующие именно этим трем качествам. Поскольку же развертывание гун, то есть фундаментальных качеств, весьма изменчиво, постольку сознание и получило название быстро меняющегося 2.
Высшие формы и высшие степени функционирования |гун| взаимно противоположны, но обычные формы сосуществуют с высшими.
Итак, эти гуны, поскольку они опираются друг на друга, представляют названные состояния сознания - радостное, страдающее, тупое, и каждая из гун принимает форму любой из них. Их различие обусловлено, однако, преобладанием одной из гун 3. Поэтому для мудрого все есть страдание, и (порождающим семенем этого великого многообразия страдания служит неведение.

А причина устранения неведения - истинное знание.
Подобно тому, как наука о лечении болезней включает четыре раздела: болезнь, причина болезни, исцеление и лекарства, эта шастра тоже состоит из четырех разделов, а именно: круговорот бытия, причина круговорота бытия, освобождение и средство освобождения 4. Из них круговорот бытия как многообразие страдания есть то, от чего следует избавиться. Причина, от которой следует избавиться,- соединение прадханы и Пуруши 5. Избавление - абсолютное прекращение этого соединения. Средство избавления - истинное знание,
При этом собственная форма того, кто избавляется 6 не может быть ни обретена, ни оставлена, ибо в случае оставления принимается учение о его уничтожении, а в случае обретения собственной формы - учение о порождающей его причине 7. При отрицании обоих учений остается учение о вечности Пуруши|. Это и есть истинное знание.
Таким образом, данная шастра определяется как состоящая из четырех разделов.
16. Еще не наступившее, страдание есть то, что должно быть устранено.
Прошлое страдание, уже унесенное избывшим себя жизненным опытом, не относится к области того, что должно быть устранено, а настоящее страдание в данный момент уже составляет содержание опыта 1 и не может быть устранено в следующий момент (существования.
Отсюда только то страдание, которое еще не на тупило, то есть будущее страдание, причиняет мучение йогину, чувствительному, как глазное яблоко, но не другому субъекту опыта 2. Именно оно; это будущее страдание, и принадлежит к области того, что должно быть устранено.
Поэтому далее уточняется причина того, что носит название должное быть устраненным.
17. Соединение видящего и видимого есть причина того, что должно быть устранено 1.
Видящий 2 -- это Пуруша, обладающий рефлексивным знанием буддхи (разума) 3. Видимое - все свойства, взращенные в озаряющей сущности буддхи 4. И так это видимое, действующее, словно магнит, благодаря одной лишь своей близости, становится в силу свойства быть видимым принадлежностью Пуруши, господина, сущность которого - видение.
Оно, это видимое, обретает свойство быть объектом опыта, поскольку оно как бы наделяется внутренней сущностью другого. И хотя по своей природе оно независимо, то есть лищь самозависимо), выступает оно как зависимое от другого, поскольку служит его цели.
Безначальная во времени и обусловленная упомянутым целе-полаганием связь этих двух - способности видеть и способности быть инструментом видения - и есть причина того, что должно быть устранено, то есть причина страдания, - таков смысл приводимого автором объяснения 5
Как сказано в этой связи, безусловное избавление от страдания возможно только в результате устранения причины такого соединения.
- Почему?
- В силу знания противоядия, с помощью которого можно избавиться от причины страдания. Так, свойство быть уколотой принадлежит стопе, способность уколоть - колючке, избавление от укола - в том, чтобы не наступать ногой на колючку или наступать на нее ногой, защищенной обувью.

Кто в обыденной жизни знает эту тройную связь, тот обеспечивает себе защиту и не страдает от уколов.


- Отчего?
- В силу способности понимать эти три стороны ситуации. Так же и в данном случае: именно саттва испытывает боль от страдания, причиняемого раджасом.
- Почему это происходит?


- Потому что она выступает пассивным объектом по отношению к действию, причиняющему страдание. Причинение страдания есть воздействие на саттву как на объект действия; оно не распространяется на не подверженного изменению, бездеятельного знатока поля 6, ввиду того что объекты показываются ему 7. Но когда саттва испытывает боль, то Пуруша, соотносящийся с ее формой существования, также предстает как бы испытывающим эту отраженную боль.
Далее говорится о собственной форме видимого:
18. Видимое обладает природой ясности, деятельности и инерции, оно по своей сути - великие элементы и органы чувств и имеет объектом опыт и освобождение.
Саттва обладает природой ясности (света), раджас - деятельности, тамас - инерции (покоя) 1.
Эти гуны как отдельные сущности подвержены взаимному воздействию, они непрерывно изменяются и характеризуются соединением и разъединением, они обретают формы проявления благодаря опоре друг на друга и имеют различные потенции, которые не смешиваются между собой, даже когда находятся в отношении господства и подчинения, они выступают следствием различия потенций, принадлежащих к одному и тому же или к разным классам. Они полностью обнаруживают свое присутствие в тех случаях, когда им принадлежит главная роль 2; даже при их подчиненном положении реальность других гун может быть логически выведена на основании их деятельности, включенной в действие доминирующей гуны; их функция состоит в том, чтобы быть использованными для осуществления цели Пуруши, они выполняют вспомогательную роль в силу одного лишь факта нахождения рядом, подобно тому как это происходит в случае с магнитом; они функционируют без какой-либо внешней причины, следуя развертыванию одной из гун, в совокупности они обозначаются словом прадхана 3, то есть первопричина.

Она-то и получает название видимое.
Итак, это видимое по своей сути великие элементы 4 и органы чувств. Как великие элементы - земля и прочее,- оно развивается в тонких и грубых формах.

Как органы чувств - слух и прочее,- оно тоже развивается в тонких и грубых формах.
Это видимое никогда не существует без применения; напротив, оно развертывается целенаправленно, а именно служит цели наслаждения и освобождения Пуруши 5.
Здесь наслаждение, то есть опыт, есть установление собственной природы желаемых и нежелаемых качеств вне разделения Пуруши и саттвы.
Освобождение - установление истинной природы наслаждающегося, то есть Пуруши.
Помимо этих двух определений, нет иного знания. Так, в этой связи было сказано: Поистине, тот не подозревает, что есть иное знание, кто в трех гунах как деятелях и в Пуруше как не-деятеле, но таком, который того же и одновременно не того же рода, видит все возникшие формы существования представленными кому-то четвертому - наблюдателю их деятельности 6.
- Но каким образом эти два - опыт и осJобождение, созданные разумом (буддхи) и связанные именно с разумом, приписываются Пуруше?
- Подобно тому как победа или поражение, достигаемые лишь благодаря воинам, приписываются их господину 7, ибо именно он и есть тот, кто вкушает их плод, так и привязанность к круговороту бытия и освобождение от него, сопряженные только с разумом, приписываются Пуруше. Именно он и есть тот, кто наслаждается их плодом.
Сам разум пребывает в оковах, пока не осуществлена цель Пуруши: достижение этой цели и есть освобождение.
Таким образом, постижение, удержание в памяти, способность рассуждать, отрицание, знание истинной сущности и жажда жизни, развертывающиеся в сознании 8, приписываются Пуруше как реально существующие в нем, поскольку именно он наслаждается их плодом.
Следующая сутра имеет целью определение различий во внутренней форме видимого, то есть гун.
19. Специфическое, неспецифическое, только-признак и отсутствие признака cvib формы развертывания гун 1.
Здесь великие элементы - акаша (пространство), ветер, огонь, вода и земля - суть специфические формы неспецифических тонких зародышей звука, осязаемого (тактуса), цвета, вкуса и запаха 2. Аналогичным образом органы слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния суть специфические формы) буддхи 3, а речь, руки, ноги, органы выделения и размножения суть органы действия. Одиннадцатый орган - манас (интеллект) 4 - имеет своим объектом все формы.



Содержание раздела