Относительно последнего было сказано: Первопричина, пребывающая только в состоянии покоя, не может быть первопричиной, ибо она не производит изменение форм. Точно так же, если она пребывает только в состоянии движения, она не может быть первопричиной ввиду вечности изменения форм.
Поскольку она действует и в том, и в другом качестве, она и получает в обыденном смысле название первопричины, но не по иному основанию. Аналогичное рассуждение применимо и к другим воображаемым причинам 2.
Некоторые полагают, что отсутствие видения и есть именно способность видения, как это следует из шрути: Деятельность первопричины имеет целью выявление себя самой. Пуруша, обладающий способностью познавать все познаваемое, не видит до начала развертывания первопричины.
В свою очередь, видимое, способное служить причиной всех следствий, в таком случае не воспринимается.
Другие полагают, что отсутствие видения есть свойство обоих 3. При этом видение, будучи внутренней сущностью видимого, нуждается в Пуруше как содействующей причине, когда она становится характеристикой объекта. Точно так же и отсутствие видимого, не будучи внутренней сущностью Пуруши, нуждается в видимом как содействующей причине, когда оно проявляется как характеристика Пуруши.
А иные объясняют отсутствие видения только как знание на основе восприятия 4.
Все это - умозрения, которые встречаются в шастрах. Такое многообразие умозрительных построений имеет тем не менее общий предмет - соединение индивидуальных я и гун.
Что касается соединения индивидуального сознания со своим буддхи, то
24. его причина - неведение.
Неведение - это след бессознательного впечатления, обусловленного ложным знанием, - таково значение данного понятия. Буддхи, пропитанный следами прошлых впечатлений от превратного знания 1, не постигает истинной сущности Пуруши, хотя это является целью его деятельности, и возвращается к выполнению своей обычной функции.
Однако тот буддхи, который приходит к постижению Пуруши, достигает цели своей деятельности. Функция его исчерпана, отсутствие видения устранено, и, поскольку причин оков больше не существует, он не возвращается к выполнению своей прежней функции.
В этой связи некий оппонент рассказывает притчу об импотенте, к которому обращается глупая жена. Она говорит: О, мой господин! Моя сестра имеет детей. Почему же я не имею?
Муж-импотент отвечает: Мертвый, я произведу тебе потомство. Так и это наличествующее в настоящий момент знание не ведет к прекращению деятельности сознания.
Какова же надежда на то, что оно вызовет его в будущем?
Тот, кто близок к статусу учителя, отвечает на это возражение:
Разве освобождение не есть именно прекращение деятельности буддхи? Это прекращение достигается вследствие устранения причины - отсутствия видения.
А отсутствие видения, которое служит причиной оков, устраняется благодаря видению.
Здесь освобождение есть прекращение деятельности сознания. Почему же у него возникает ошибочное представление, которое ни на чем не основано?
Итак, страдание, которое должно быть устранено, и его причина, именуемая соединением, объяснены вместе с условиями их деятельности.
Теперь рассмотрим, что такое высшее избавление 3.
25. Избавление есть отсутствие соединения вследствие отсутствия неведения; это - абсолютная обособленность Видящего.
Отсутствие соединения буддхи и Пуруши, то есть окончательное устранение оков, имеет своей причиной отсутствие неведения,- таков смысл сутры. Это избавление и есть абсолютное обособление Видящего, то есть бытие Пуруши в несмешанном состоянии, когда он более не соединяется с гунами.
При прекращении действия причины страдания наступает прекращение страдания, то есть избавление. Тогда Пуруша пребывает в собственной форме - так сказано.
Когда ложное знание, сведенное к состоянию прокаленного на огне семени 2, более не способно плодоносить, тогда поток различающих содержаний сознания, принадлежащих саттве, которая стряхнула с себя раджас аффектов и пребывает в состоянии высшей ясности и в осознании высшего господства, становится незамутненным. Это различающее постижение, будучи неколебимым, и есть средство избавления.
Благодаря ему ложное знание приходит в состояние прокаленного на огне семени, то есть оно не способно более плодоносить.
Таким образом, это средство избавления и есть путь освобождения.
27. Его мудрость предельного уровня 1 - семи видов.
Слово его заменяет выражение того йогина, у которого возникло различающее постижение. Семи видов означает, что мудрость различающего, после того как в результате удаления грязи, образующей нечистый покров 2, другие содержания сознания более не возникают, становится семеричной, то есть определяется следующими семью признаками.
Таким образом, Пуруша, отражающий эти семь видов мудрости предельного уровня, определяется как искусный (мудрый). Он остается освобожденным и искусным даже в случае проявления сознания 3, поскольку он вне сферы деятельности гун.
Различающее постижение становится средством избавления только тогда, когда оно реализовано. Помимо реализации нет иного способа его осуществления. Поэтому далее говорится:
28. При устранении нечистоты вследствие применения вспомогательных средств йоги свет знания распространяется до различающего постижения.
Вспомогательных средств йоги 1 - восемь; они описываются в дальнейшем. В результате их применения наступает угасание, то есть устранение пятеричного ложного знания, нечистого по своей сути. При его угасании проявляется истинное знание.
Чем больше практикуются средства осуществления йоги, тем больше устраняется нечистота. По мере того как нечистота сознания все больше уменьшается, все более усиливается в соответствии со степенью ее уменьшения свет знания.
И это усиление достигает все более высокой степени совершенства - вплоть до различающего постижения, то есть до осознания внутренней сущности Пуруши и гун,- таков смысл сутры.
Постоянное использование вспомогательных средств йоги есть инструментальная причина разъединения с загрязненностью сознания, подобно тому как топор есть инструментальная причина расчленения предметов. И оно же служит причиной обретения различающего постижения, подобно тому как праведность служит причиной обретения счастья; в других отношениях оно не является причиной.
- Сколько таких причин насчитывается в шастре?
- Автор говорит: Только девять, а именно: возникновение, сохранение состояния, проявление, изменение, познание, обретение, разъединение, преобразование и поддержание. Все это - девять видов действия причины.
Из них причина возникновения - это манас для процесса познания; причина сохранения состояния, то есть длительности,- цель Пуруши для манаса или пища для тела; причина проявления - свет как для формы, так и для восприятия формы. Причина изменения - другой объект для манаса, как, например, огонь для приготовления пищи. Причина познания - восприятие дыма для вывода о существовании огня. Причина обретения - использование вспомогательных средств йоги для различающего постижения.
Причина разъединения - та же самая практика для загрязненного сознания. Причина преобразования - золотых дел мастер для золота.
Аналогичным образом причиной трансформации представления об одной и той же женщине выступает неведение в случае ментальной тупости, враждебность в случае страдания, страсть в состоянии счастья, знание реальности в случае полной незаинтересованности.