Разум служит двойной цели.


22. (4) Когда разум не связан с внешними объектами и не соотносит внешнюю форму с Воспринимающим, тогда он сам принимает форму Воспринимающего.
23. (4) Так разум служит двойной цели. Он обслуживает Воспринимающего, предоставляя ему внешнее. Он также отображает или представляет Воспринимающего для собственного просвещения.
24. (4) Разум накапливает различные впечатления, которые всегда в распоряжении Воспринимающего. Так происходит потому, что разум не может функционировать без силы Воспринимающего.
25. (4) Личность необычайной ясности - это личность, которая свободна от желания узнать природу Воспринимающего.
26. (4) И их ясность оставляет им только одну заботу o достичь состояния свободы.
27. (4) Могут проявиться возмущающие впечатления из прошлого, отвлекающие от цели.
28. (4) Никогда нельзя мириться даже с незначительными ошибками, поскольку они так же вредны, как и пять препятствий.
29. (4) Возникает состояние разума, наполненного ясностью относительно всех вещей во все времена. Это похоже на шквал чистой ясности.
30. (4) Это настоящее состояние свободы от действий, основанных на пяти помехах.
31. (4) Когда разум свободен от облаков, мешающих восприятию, все становится известным, ничего не нужно узнавать.
32. (4) Три основных свойства перестают сопровождать последовательность перемежающихся болей и удовольствий.
33. (4) Последовательность - это замена текущей характеристики последующей. Любая замена привязана к определенному моменту времени. Замена характеристик, в свою очередь, является основой данного момента.
34. (4) Когда достигнута высшая цель жизни, три основных качества не возбуждают отклика в разуме. Это свобода. Другими словами, Воспринимающий больше не окрашивается разумом.
ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ
Перевод Е.Островской и В.Рудого
Из кн.: Классическая Йога. М.: Центр исследований традиционных идеологий Востока "Asiatica", 1992
Глава первая
О СОСРЕДОТОЧЕНИИ
1. (1) Итак, наставление йоге.
2. (1) Йога есть прекращение деятельности сознания.
3. (1) Тогда Зритель пребывает в собственной форме.
4. (1) В других случаях - сходство с деятельностью сознания.
5. (1) Пять видов деятельности сознания: загрязненные и незагрязненные.


6. (1) Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память.
7. (1) Истинное познание - это восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство.
8. (1) Заблуждение есть ложное знание, основанное не на собственной форме реального объекта.
9. (1) Ментальное конструирование лишено референции и проистекают из вербального знания.
10. (1) Сон есть специфическая деятельность сознания, опирающегося на отсутствие познавательных содержаний.
11. (1) Память есть сохранение (букв. "неутрачивание") прошлого опыта.
12. (1) Их прекращение достигается благодаря практике и бесстрастию.
13. (1) Из их практики есть непрерывное усилие по сохранению устойчивости сознания.
14. (1) Но она становится прочно укорененной только тогда, когда ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с должным вниманием.
15. (1) Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к чувственным объектами целям, освященным традицией.
16. (1) Оно - высшее, когда благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам.
17. (1) Оно - сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости.
18. (1) Другое сосредоточение, при котором остаются только формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей прекращение деятельности сознания.
19. (1) Бессознательное сосредоточение, обусловленное существованием, бывает у бестелесных и растворенных в первопричине существ.
20. (1) У других существ бессознательному сосредоточению предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость.
21. (1) У наделенных сильной устремленностью сосредоточение - в непосредственной близости.
22. (1) Но и в этом случае тоже имеется различие ввиду слабости, умеренности или интенсивности устремлений.
23. (1) Или же сосредоточение достигается вследствие упования на Ишвару.
24. (1) Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, ее созреванием и скрытыми "следствиями".


25. (1) Семя всезнания в нем не имеет себе равных.
26. (1) Он Учитель также и древних, ибо он не имеет временных различий.
27. (1) Его вербальное выражение - священный слог ОМ.
28. (1) Йог практикует его рецитацию и сосредоточение на его объекте.
29. (1) Отсюда - постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий.
30. (1) Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения какой-либо ступени сосредоточения, отсутствие стабильности при сосредоточении - эти отвлечения суть препятствия.
31. (1) Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеяным состояниям сознания.
32. (1) В целях их устранения - практика с одной сущностью.
33. (1) Очищение сознания достигается культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.
34. (1) Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания.
35. (1) Либо же сверхчувственная деятельность относительно соответствующих объектов при своем возникновении также вызывает ментальную стабильность.
36. (1) Либо беспечальная и лучезарная...
37. (1) Или же созерцание, имеющее объектом тех, кто свободен от желаний.
38. (1) Или же сознание, опирающееся на восприятие, полученное в сновидении либо во сне без сновидений.
39. (1) Или благодаря созерцанию того, что приятно.
40. (1) Его могущество распространяется на все - от атома до величайших объектов.
41. (1) Сосредоточение есть состояние "окрашивания" тем объектом, на который сознание опирается, то есть на субъект познания, на познание и на объект познания, когда развертывание сознания прекращено, как в случае с драгоценным камнем.
42. (1) Здесь сосредоточение "с умозрением" лишено отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием.
43. (1) Недискурсивное сосредоточение есть такое состояние сознания, когда оно, полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет только объект.
44. (1) Таким же образом объяснены рефлексивное и нерефлексивное сосредоточения, имеющие "тонкий" объект.
45. (1) Свойство быть "тонким" объектом имеет своим ограничением "отсутствие признака" как исходное состояние первопричины.
46. (1) Именно они, такие виды концентрации, и есть сосредоточение, обладающее семенем.
47. (1) При искусности в нерефлексивном сосредоточении возникает внутреннее спокойствие.
48. (1) Мудрость, обретенная при этом, называется "несущей истину".
49. (1) Мудрость эта ввиду специфики своей направленности имеет иной объект нежели мудрость, обретенная на основании услышанного или на основании логического вывода.
50. (1) Формирующий фактор, порожденный такой мудростью, является препятствием для других формирующих факторов.
51. (1) При устранении и этого формирующего фактора наступает сосредоточение, "лишенное семени", ибо вся деятельность сознания прекращена.
к началу
Глава вторая
О СПОСОБАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЙОГИ
1. (2) Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия.
2. (2) Она предназначена для развития способности сосредоточения и для ослабления аффектов.
3. (2) Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть пять аффектов.
4. (2) Неведение является полем для следующих за ним аффектов, пребывающих в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью развернутом состояниях.
5. (2) Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в невечном, нечистом, страдании, не-атмане.
6. (2) Эгоизм есть кажущаяся тождественность обеих способностей чистого видения и инструмента видения.
7. (2) Влечение неразрывно связано с наслаждением.
8. (2) Враждебность неразрывно связана со страданием.
9. (2) Самосущая жажда жизни возникает даже у мудрого.
10. (2) Эти аффекты в "тонком" состоянии устраняются при свертывании деятельности сознания.
11. (2) Их функционирование должно быть устранено посредством йогического созерцания.
12. (2) Скрытая потенция кармы, имеющая своим корнем аффекты, может ощущаться как в видимых, так и в невидимых формах рождения.
13. (2) При наличии корня созревание скрытой потенции кармы обусловливает форму существования, продолжительность жизни и жизненный опыт.
14. (2) Ввиду обусловленности добродетелью или пороком они имеют своим результатом наслаждение или страдание.
15. (2) Поистине, для мудрого все есть страдание - из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов прошлых впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.



Содержание раздела