Она же, смешанная с тамасом, стремится к неправедности, незнанию, неотрешенности и утрате силы.
Она же самая, сияющая в своей всецелой полноте, когда сброшена пелена невежества и когда к ней примешан лишь раджас, стремится к праведности, знанию, отрешенности и силе 4.
И она же, эта саттва сознания, когда исчезла малейшая загрязненность ее раджасом, пребывает в собственной форме, то есть в самой себе, будучи лишь знанием различия между саттвой и Пурушей как энергией сознания 5, тяготеет к дхьяне - созерцанию, называемому "Облако дхармы" 6. Такое состояние сознания созерцатели полагают Высшим различением 7.
Энергия сознания не трансформируется и не поглощается объектами, объекты сами показывают себя ей; она чиста и беспредельна 8.
Различающее постижение есть по своей сути саттва как модальность сознания и, следовательно, противоположно ей, этой энергии сознания 9. Потому сознание, безразличное к нему, освобождается также и от этого постижения 10. В таком состоянии сознание сопровождается лишь санскарами, то есть бессознательными формирующими факторами 11. Это и есть сосредоточение, "лишенное семян".
В нем ничего не познается, оттого оно бессознательно.
Таким образом, эта йога, определенная как прекращение деятельности сознания, двух видов.
Раз у сознания в таком состоянии нет объекта, какова же собственная природа Пуруши, "Зрителя", сущность которого - постижение буддхи, то есть ментального опыта?
3. Тогда Зритель 1 пребывает в собственной форме.
В этом случае энергия сознания, или Пуруша, пребывает в своей собственной форме как в состоянии абсолютной обособленности 2. Однако при актуализированном сознании она не представляется таковой, хотя в действительности это так.
- Почему же тогда это происходит ?
- В силу того, что объекты показывают себя Зрителю.
4. В других случаях - сходство с деятельностью сознания.
Пуруше в актуализированном состоянии 1 свойственна деятельность, которая не отличается от деятельности сознания. Так, в сутре сказано: "Существует лишь одно проявление для обоих, и это проявление есть знание" 2.
Сознание - словно магнит, действующий одним лишь фактом своей близости; благодаря свойству быть наблюдаемым оно становится собственностью Пуруши 3, своего господина. Поэтому безначальная связь Пуруши с сознанием и есть причина постижения им содержаний деятельности сознания.
Тем не менее эта деятельность сознания, будучи многообразной, должна быть прекращена.
5. Пять видов деятельности сознания 1: загрязненные и незагрязненные.
Те, что обусловлены аффектами и служат полем для накопления бессознательных "следов" кармы 2 - загрязненные 3, а имеющие своим объектом различающее постижение и противодействующие господству трех гун 4 - незагрязненные. Они остаются незагрязненными, даже попадая в поток загрязненного, они же - незагрязненные в промежутках загрязненного; и, наоборот, загрязненное остается загрязненным в промежутках незагрязненного 5.
Таким образом, санскары, принадлежащие к одному и тому же виду, создаются соответствующими видами деятельности сознания, а сама деятельность - санскарами. И так колесо деятельности сознания и санскар 6вращается непрерывно.
Будучи таковым по своей природе, сознание после того, как оно выполнило свою функцию, пребывает в самотождественности или же идет к пралае, то есть к "растворению" в первопричине в конце космического цикла 7.
Эти пять видов деятельности - загрязненные и незагрязненные - перечисляются ниже:
6. Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память 1.
Из них
Как мы подробно разъясним в дальнейшем, Пуруша обладает рефлексией на буддхи, то есть на содержание ментального опыта.
Но если Пуруша есть не что иное, как чистая энергия сознания, то что в таком случае и чем предицируется в подобном высказывании? Ведь обозначающая функция проявляется в предицировании, например: "Корова Чайтры". Аналогичным образом: "Пуруша бездеятелен". Здесь касательно Пуруши отрицается свойство, обнаруживаемое в реальном объекте.
Еще один пример: "Бана стоит, остановится, остановился" 2. Значение глагольного корня stha понимается как остановка движения. Точно так же: "Пуруша обладает свойством невозникновения". Здесь имеется в виду только отсутствие свойства возникновения, но не какое-либо негативное свойство, присущее Пуруше.
Поэтому это свойство является умозрительно сконструированным и тем самым вошедшим в обыденное словоупотребление.
10. Сон есть специфическая деятельность сознания, опирающаяся на отсутствие познавательных содержаний.
И эта деятельность сознания представляет собой особый опыт, поскольку она воспроизводится в памяти после пробуждения. Как иначе можно думать: "Я спал очень хорошо; мой ум ясен, он делает мою способность постижения весьма искусной"? Или, напротив: "Я спал плохо; мой ум вял и медлителен, он блуждает в своей неустойчивости"?
Или: "Я спал в глубоком оцепенении; члены моего тела тяжелые; ум вялый и опустошенный, словно его обокрали"?
Такая рефлексия после пробуждения, разумеется, не была бы возможна, если бы в чувственном опыте во время сна не присутствовала бы соответствующая причина, то есть тамас, как не было бы и воспоминаний, основывающихся на ней и имеющих ее своим объектом 1. Поэтому сон есть специфическая деятельность сознания и при йогическом сосредоточении должен быть устранен, подобно другим формам деятельности сознания.
11. Память есть сохранение (букв. "неутрачивание") прошлого опыта.
Вспоминает ли сознание представление об объекте или же сам объект? Представление, окрашенное объектом восприятия, возникает в сознании как имеющее форму и объекта, и процесса восприятия. Оно-то и дает начало санскаре, принадлежащей к соответствующему классу.
Этот формирующий фактор, выступающий проявлением того, что обнаруживает самое себя 1, в свою очередь, и порождает память, представляющую по своей сути форму как объекта, так и процесса восприятия.