Пять видов деятельности - загрязненные и незагрязненные


Она же, смешанная с тамасом, стремится к неправедности, незнанию, неотрешенности и утрате силы.
Она же самая, сияющая в своей всецелой полноте, когда сброшена пелена невежества и когда к ней примешан лишь раджас, стремится к праведности, знанию, отрешенности и силе 4.
И она же, эта саттва сознания, когда исчезла малейшая загрязненность ее раджасом, пребывает в собственной форме, то есть в самой себе, будучи лишь знанием различия между саттвой и Пурушей как энергией сознания 5, тяготеет к дхьяне - созерцанию, называемому "Облако дхармы" 6. Такое состояние сознания созерцатели полагают Высшим различением 7.
Энергия сознания не трансформируется и не поглощается объектами, объекты сами показывают себя ей; она чиста и беспредельна 8.
Различающее постижение есть по своей сути саттва как модальность сознания и, следовательно, противоположно ей, этой энергии сознания 9. Потому сознание, безразличное к нему, освобождается также и от этого постижения 10. В таком состоянии сознание сопровождается лишь санскарами, то есть бессознательными формирующими факторами 11. Это и есть сосредоточение, "лишенное семян".

В нем ничего не познается, оттого оно бессознательно.
Таким образом, эта йога, определенная как прекращение деятельности сознания, двух видов.
Раз у сознания в таком состоянии нет объекта, какова же собственная природа Пуруши, "Зрителя", сущность которого - постижение буддхи, то есть ментального опыта?
3. Тогда Зритель 1 пребывает в собственной форме.
В этом случае энергия сознания, или Пуруша, пребывает в своей собственной форме как в состоянии абсолютной обособленности 2. Однако при актуализированном сознании она не представляется таковой, хотя в действительности это так.
- Почему же тогда это происходит ?
- В силу того, что объекты показывают себя Зрителю.
4. В других случаях - сходство с деятельностью сознания.
Пуруше в актуализированном состоянии 1 свойственна деятельность, которая не отличается от деятельности сознания. Так, в сутре сказано: "Существует лишь одно проявление для обоих, и это проявление есть знание" 2.
Сознание - словно магнит, действующий одним лишь фактом своей близости; благодаря свойству быть наблюдаемым оно становится собственностью Пуруши 3, своего господина. Поэтому безначальная связь Пуруши с сознанием и есть причина постижения им содержаний деятельности сознания.
Тем не менее эта деятельность сознания, будучи многообразной, должна быть прекращена.
5. Пять видов деятельности сознания 1: загрязненные и незагрязненные.
Те, что обусловлены аффектами и служат полем для накопления бессознательных "следов" кармы 2 - загрязненные 3, а имеющие своим объектом различающее постижение и противодействующие господству трех гун 4 - незагрязненные. Они остаются незагрязненными, даже попадая в поток загрязненного, они же - незагрязненные в промежутках загрязненного; и, наоборот, загрязненное остается загрязненным в промежутках незагрязненного 5.
Таким образом, санскары, принадлежащие к одному и тому же виду, создаются соответствующими видами деятельности сознания, а сама деятельность - санскарами. И так колесо деятельности сознания и санскар 6вращается непрерывно.
Будучи таковым по своей природе, сознание после того, как оно выполнило свою функцию, пребывает в самотождественности или же идет к пралае, то есть к "растворению" в первопричине в конце космического цикла 7.
Эти пять видов деятельности - загрязненные и незагрязненные - перечисляются ниже:
6. Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память 1.
Из них


7. Истинное познание - это восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство.
Чувственное восприятие 1 есть источник истинного знания, проявляющийся в тех случаях, когда сознание испытывает воздействие 2 внешнего объекта через каналы органов чувств. Объективная сфера его функционирования - общее и специфическое; его главная функция - установление специфического в объекте. Результат чувственного восприятия - постижение Пурушей деятельности сознания как чего-то, не отличимого от него самого.

Как мы подробно разъясним в дальнейшем, Пуруша обладает рефлексией на буддхи, то есть на содержание ментального опыта.


Умозаключение 3 есть действие сознания, имеющее своим объектом связь, наличествующую между элементами одинаковых кассов, относительно которых делается логический вывод, и отсутствующую между элементами различных классов. Его главная функция - установление общего. Например: луна и звезды обладают движением, так как они меняют свое местопребывание подобно Чайтре (имя собственное. - Пер.); горы Виндхья не обладают движением, так как не перемещаются.
Объект, увиденный или логически выведенный авторитетным лицом, описывается им в словах для передачи своего знания другому лицу; состояние сознания слушателя, возникающее на основе слов и имеющее объектом их значение, есть авторитетное вербальное свидетельство 4.
Если же свидетельствующий 5 говорит о вещах, не заслуживающих доверия, или об объектах, не виденных им либо не выведенных логическим путем, то такое вербальное свидетельство становится шатким. Однако свидетельство исходного авторитета 6 относительно виденных или выведенных логическим путем объектов не может быть поколеблено.
8. Заблуждение 1 есть ложное знание, основанное не на собственной форме реального объекта.
- Почему оно не является источником истинного знания?
- Потому что оно устраняется посредством истинного знания, ибо предметной областью истинного знания выступает то, что существует в действительности 2. В этом и обнаруживается противоположность истинного знания и заблуждения. Так, ложное восприятие двух лун опровергается зрительным восприятием луны как реально существующего объекта.
Это заблуждение и есть то пятеричное неведение, (о котором сказано: "Неведение, эгоизм, страсть, ненависть и инстинкт жизни суть пять базовых аффектов" 3. Именно они и обозначаются соответствующими именами: тьма, ослепление, великое ослепление, мрак и слепой мрак 4. В дальнейшем они будут рассмотрены в связи с "загрязнениями" сознания.
9. Ментальное конструирование лишено референции и проистекает из вербального знания 1.
Оно не восходит ни к истинному познанию, ни к заблуждению. Однако и при отсутствии референции, то есть объективной основы, его применение представляется зависимым от авторитетности вербального знания. Так, рассмотрим высказывание: "Сознание есть собственная форма Пуруши".

Но если Пуруша есть не что иное, как чистая энергия сознания, то что в таком случае и чем предицируется в подобном высказывании? Ведь обозначающая функция проявляется в предицировании, например: "Корова Чайтры". Аналогичным образом: "Пуруша бездеятелен". Здесь касательно Пуруши отрицается свойство, обнаруживаемое в реальном объекте.

Еще один пример: "Бана стоит, остановится, остановился" 2. Значение глагольного корня stha понимается как остановка движения. Точно так же: "Пуруша обладает свойством невозникновения". Здесь имеется в виду только отсутствие свойства возникновения, но не какое-либо негативное свойство, присущее Пуруше.

Поэтому это свойство является умозрительно сконструированным и тем самым вошедшим в обыденное словоупотребление.
10. Сон есть специфическая деятельность сознания, опирающаяся на отсутствие познавательных содержаний.
И эта деятельность сознания представляет собой особый опыт, поскольку она воспроизводится в памяти после пробуждения. Как иначе можно думать: "Я спал очень хорошо; мой ум ясен, он делает мою способность постижения весьма искусной"? Или, напротив: "Я спал плохо; мой ум вял и медлителен, он блуждает в своей неустойчивости"?

Или: "Я спал в глубоком оцепенении; члены моего тела тяжелые; ум вялый и опустошенный, словно его обокрали"?
Такая рефлексия после пробуждения, разумеется, не была бы возможна, если бы в чувственном опыте во время сна не присутствовала бы соответствующая причина, то есть тамас, как не было бы и воспоминаний, основывающихся на ней и имеющих ее своим объектом 1. Поэтому сон есть специфическая деятельность сознания и при йогическом сосредоточении должен быть устранен, подобно другим формам деятельности сознания.
11. Память есть сохранение (букв. "неутрачивание") прошлого опыта.
Вспоминает ли сознание представление об объекте или же сам объект? Представление, окрашенное объектом восприятия, возникает в сознании как имеющее форму и объекта, и процесса восприятия. Оно-то и дает начало санскаре, принадлежащей к соответствующему классу.

Этот формирующий фактор, выступающий проявлением того, что обнаруживает самое себя 1, в свою очередь, и порождает память, представляющую по своей сути форму как объекта, так и процесса восприятия.



Содержание раздела