Этот период промышленного переворота отличался также тем, что германская индустрия механизировалась на основе развития отечественного машиностроения. В Германии возникли крупнейшие по тому времени машиностроительные заводы. Например, в 1866 г. локомобильная фабрика Борзига насчитывала 1600 рабочих.
Аналогичные предприятия сооружались в Хемнице, Касселе и других городах.
На базе изобретения (1867) знаменитым Э. Сименсом генератора для выработки электрического тока делала первые шаги электротехническая промышленность.
Таким образом, структура отраслей тяжелой промышленности Германии в этот период была гораздо шире, чем в Англии и Франции. Новые предприятия в тяжелой промышленности представляли собой настоящие индустриальные гиганты, оснащенные самым передовым оборудованием, работавшие на основе новейших технологий.
Материальной основой динамично развивавшейся тяжелой промышленности являлось железнодорожное строительство.
В 1840 г. Германия занимала второе место, а в 1880 г. – первое место в Европе по длине рельсового пути. По относительной плотности она уступала лишь Бельгии и Англии.
В 1840–1870 гг. железные дороги строились на средства государства и частных акционерных обществ. За 1865–1875 гг. в Пруссии государственные железные дороги выросли на 41%, а частные – на 103%. В конце 70-х годов казна начала выкупать частные дороги (в 1919 г. только 6,1% всех железнодорожных линий находились в частной собственности).
Причины огосударствления железных дорог носили как политический, так и фискальный характер. Дивиденды частных дорог в 60-е годы составляли 15–20%, что служило стимулом для железнодорожных компаний к расширению сети, а это, в свою очередь, способствовало росту промышленности.
Государство при постройке железных дорог получало дополнительные средства за счет выпуска железнодорожных займов. Банковский и промышленный капитал охотно помогал государству, поскольку железнодорожное строительство являлось одним из источников его обогащения.
Огромное значение для ускоренного развития тяжелой промышленности имела милитаризация Пруссии, стремившейся объединить Германию силой, а также подготовка к войне с Францией. В этот период начал формироваться военно-промышленный комплекс, центр которого составили артиллерийские заводы Круппа (первый был создан в 1811 г.), машиностроительные предприятия Борзига, сталелитейные заводы братьев Маннесман, Стиннеса. В целом весь комплекс отраслей тяжелой промышленности был тесно связан с военным производством, а следовательно, с государственными заказами и государственной поддержкой в различной форме.
Германская хлопчатобумажная промышленность стояла на третьем месте в мире по количеству прядильных станков и по объемам потребления хлопка (после Англии и США). За 60 лет XIX в. внутреннее потребление хлопка на одного жителя увеличилось более чем в 20 раз.
Второе место в германской текстильной промышленности принадлежало шерстяному производству. 1800–1850 гг. – время расцвета производства сырой и мытой шерсти в Европе, однако во второй половине XIX в. ситуация изменилась, развитие дешевых морских путей сообщения вызвало значительное понижение цен на шерсть. Англия – основной потребитель шерсти – стала получать ее из Австралии, Южной Африки.
В то же время развитие капитализма в Западной Европе требовало интенсификации не только промышленности, но и земледелия. Пастбища распахивались, и овцеводство в Европе сокращалось. Недостаток внутреннего производства пополнялся ввозом сырой шерсти, причем с 1850 г. превышение ввоза над вывозом увеличилось более чем в 25 раз.
Развитие промышленности и транспорта Германии в 1850–1870 гг. свидетельствовало о создании комплекса эффективно работавших отраслей тяжелой промышленности, включавших в себя новые, наукоемкие производства. Германия превращалась в одну из самых мощных индустриальных держав мира. Однако процесс индустриализации к 1870 г. не был завершен, аграрный сектор оставался основной отраслью экономики.
Особенности развития сельского хозяйства Германии. Последствия неоконченной революции 1848 г. отрицательно сказались на развитии сельского хозяйства Пруссии и других германских земель.
Юнкерской торговле и подъему крупного сельского хозяйства способствовало также расширение Таможенного союза.
Расслоение в германской деревне шло быстрыми темпами. Под бременем выкупных платежей крестьянские хозяйства приходили в упадок и разорялись. Юнкеры же, напротив, за счет ограбления крестьян укрепляли хозяйства, начав применять машины и использовать дешевый труд батраков.
Некоторые из прусских, силезских, саксонских помещиков не только имMли в поместьях паровые машины, спиртоводочные заводы, но и занимались горнорудным производством.
Для закрепления дешевой рабочей силы за своими хозяйствами помещики поддерживали мелкие крестьянские хозяйства ссудами за натуральную отработку. Разорившийся крестьянин превращался в батрака, прикрепленного к своему участку и помещику. Он был обречен на жестокую эксплуатацию, кабалу и нищенское существование.
В XIX в. площадь посевных площадей достигла максимума. Если в начале XIX в. она составляла 33,5% всей территории Германии, то в 1878 г. - 48,3%.
Успехи в сельском хозяйстве достигались за счет рационального использования земли и применения наиболее усовершенствованных методов обработки и возделывания почвы, внесения удобрений, выдерживания сроков посева и сбора урожая. В XIX в. произошел переход к интенсивному земледелию.
Расширение кормовой базы позволяло увеличить поголовье скота, развивать молочное животноводство.
Решающую роль в быстром распространении интенсивных методов обработки земли сыграли научные открытия германского химика Ю. Либиха, ставшие поворотным пунктом в развитии мировой агротехники. Недаром значение открытий Либиха сравнивают с изобретением паровой и динамо-машины в промышленности. В 1840 г. Либих опубликовал работу, заложившую основы новой науки – агрохимии, науки об искусственных удобрениях.
Очень скоро Германия стала мировым поставщиком минеральных удобрений.
Не меньшее значение имели механизация труда, использование машин в сельском хозяйстве.
Значительное развитие получили садоводство, огородничество, виноградарство, обеспечивавшие не только население страны ценными продуктами питания, но и сырьем ряд отраслей, в которых Германия сумела занять лидирующее положение в мире – сахарная, консервная, крахмальная, сушильная.
За XIX столетие общая продуктивность сельского хозяйства возросла в 2–3 раза. Однако коренного улучшения в экономическом положении сельского населения и крестьянского хозяйства не произошло. Причины состояли в недостатке капиталов, необходимых для вложения в сельскохозяйственное производство; в увеличении расходов на рабочую силу из-за конкуренции со стороны промышленности, торговли, транспорта и на мировых рынках.
Стремительно росла задолженность крестьянских хозяйств. Преимущественное развитие промышленности, заинтересованной в более дешевой сельскохозяйственной продукции, производимой в странах с экстенсивным сельским хозяйством (Россия, Аргентина, США), делало германское сельское хозяйство неконкурентоспособным на мировом рынке. В 70-е годы XIX в. Германия превращается в страну, ввозящую продовольствие.
В 80-е годы устанавливаются запретительные пошлины на хлебный импорт в Германию.
Банковская система Германии. В XIX в. сформировалась кредитная система страны. В начальный период промышленного переворота (30–40-е годы) образование акционерных банков сдерживалось тем, что для организации акционерного общества требовалось специальное разрешение правительства.
Предприниматели, не получившие такового, покидали Берлин, Мюнхен и другие крупные города и направлялись в столицы малых германских государств, где встречали радушный прием местных властей. Именно здесь создавались акционерные общества на правах коммандитных обществ, в том числе акционерные банки. К концу 50-х годов в 20 германских городах работало 30 эмиссионных банков.
После организации Северо-Германского союза началось законодательное ограничение прав местных банков на выпуск банкнот, усилилась централизация эмиссионного дела в руках государственного кредитного учреждения – Прусского банка (основан в 1765 г.), что являлось одним из главных условий создания единого экономического пространства.