11.1. Интернационализация хозяйственной деятельности и экономическая интеграция
Послевоенное развитие мировой экономики можно разделить на два основных этапа. Первый начался после окончания второй мировой войны и продолжался до 70-х годов. Развитые страны восстановили свои хозяйства после войны и вышли на траекторию устойчивого роста.
Экономические теории, взятые на вооружение правительствами, были близки по духу идеям Д.М. Кейнса. В США и Западной Европе в 60-е годы процветала идеология общества всеобщего благосостояния.
Прохождение страной такого этапа в настоящее время считается совершенно необходимым, чтобы страна могла в дальнейшем воспринять идеи постиндустриального общества.
В июле 1944 г. в американском городке Бреттон-Вудс состоялась конференция 44 стран, на которой были определены не только основные черты послевоенного экономического устройства, но и расстановка сил в мировом хозяйстве. На этой конференции Англия прощалась со своим статусом мирового лидера, сохранявшимся за ней два столетия.
В Бретгон-Вудсе было решено, что в послевоенный период будет действовать завуалированный золотой стандарт. Мировыми деньгами оставалось золото, а в качестве расчетного средства могла использоваться валюта отдельных государств, которая в таком случае должна была быть обеспечена золотом. Формально любая страна могла предложить свою валюту в качестве мировых денег, но реально на это решились только две – США и Великобритания. Однако когда после войны Великобритания попыталась на практике осуществить привязку своей валюты к золоту, ее золотые запасы стали стремительно истощаться, поскольку остальные страны стали менять фунты на золото. Через несколько месяцев после начала этого эксперимента Великобритания отказалась поддерживать фунт и в мире осталась одна резервная валюта – доллар, который был привязан к золоту в пропорции: 1 тройская унция = 35 долл.
Остальные же страны должны были поддерживать курс своих валют фиксированным по отношению к доллару.
Для обеспечения работоспособности новой валютной системы был создан Международный валютный фонд (МВФ), в кредитной сфере организован МБРР (Международный банк реконструкции и развития).
До начала 80-х годов многие страны еще могли, не обращая внимания на остальной мир, строить свою, самобытную, независимую от других экономику, проводя индустриализацию импортозамещающего типа (как это происходило в социалистических странах и странах Латинской Америки). Однако в 80-е годы наступил следующий этап развития мирового хозяйства – этап решительной либерализации и ускоренной интернационализации.
В экономической теории произошел неоконсервативный сдвиг и на первый план вышли воззрения, делавшие акцент на свободе и предприимчивости (монетаризм, теория рациональных ожиданий, экономика предложения). Роль государства подверглась решительному пересмотру, и стало ясно, что в условиях глобальной интернационализации экономической и социальной жизни усиленная регулирующая роль государства может подавить экономическую активность, привести к бегству капиталов из страны.
80-е и 90-е годы – это время либеральных реформ или судорожных попыток их проведения в десятках стран мира, в том числе социалистических, странах Латинской Америки, США, Великобритании и многих других.
Весь послевоенный период отмечен созданием все новых международных институтов и органов, регулирующих различные аспекты мировой системы, постоянным формированием региональных и международных блоков и группировок.
В послевоенный период стремительно развиваются международная торговля и расширяются потоки капитала. Любая быстрорастущая фирма в скором времени наталкивается на узость национального рынка для реализации своей продукции и пытается выйти за его границы. Такой выход первоначально происходит за счет массированного наращивания экспорта произведенной в стране продукции. Компания выходит на международный рынок, продавая там свои товары и тем самым расширяя объемы международной торговли.
Через некоторое время наступает следующий этап, когда компания начинает строить заводы в других странах, экспортируя туда уже не товары, а капитал, т.е. способность эти товары создавать.
При этом инвестиции в реальные активы называются прямыми.
В результате деятельности ТНК многие традиционные категории мировой торговли принимают двойственный характер. Так, если японская корпорация строит свой завод по сборке -цветных телевизоров в Малайзии в расчете на ее дешевую рабочую силу, то, с точки зрения Японии, вывоз комплектующих для их сборки входит в состав экспорта. Малайзия же записывает эти поставки в свой импорт. С точки же зрения японской компании, это просто внутрипроизводственные перемещения из одного своего цеха в другой.
Разница состоит только в том, что эти цеха расположены в разных странах. По оценкам комиссии при ООН, которая занималась изучением деятельности ТНК в мировом хозяйстве, в конце 80-х годов более 40% мировой торговли представляло собой, по сути, внутрипроизводственные поставки ТНК.
Деятельность ТНК существенно ограничивает свободу действий национальных правительств. Особенно это стало заметно в 80–90-е годы, когда в экономической политике большинства стран мира начался поворот к более либеральным правилам хозяйствования.
Деятельность ТНК – важнейший преобразователь мировых экономических и социальных систем. Крупнейшие из таких компаний являются настолько мощными экономическими субъектами, что объем их продаж превышает ВВП большинства стран на планете. Например, оборот компании Дженерал моторз в 1996 г. превысил 165 млрд долл., что более чем вдвое превышает ВВП Израиля. Естественно, что ТНК требуют от правительств унифицировать правила международной игры и ликвидировать барьеры на пути вывоза товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а к их требованиям приходится прислушиваться.
Унификации и либерализации подвергаются все сектора, обслуживающие деятельность этих международных монстров.
Бытовая культура и ценности в разных регионах мира становятся все более и более похожими.
В настоящее время большинство стран мира еще не прошли стадию строительства национальных государств, в то время как высокоразвитые уже выходят за эти рамки. Хотя экономики (как правила игры) передовых стран – США, Германии, Японии – очень сильно отличаются друг от друга (национальные и культурные традиции населения этих стран совершенно различны), по мере развития они становятся все более похожими друг на друга. Мощнейшие потоки капитала между странами переплавляют и унифицируют их.
Наблюдающаяся в настоящее время разница объясняется просто разным временем, которое потратила каждая нация на достижение современного уровня развития. Американцы уже забыли, что такое начальная эпоха развития капитализма, а в Японии еще живут люди, строившие эту страну в послевоенный период.
В послевоенный период начался новый этап развития, основанный на идеологии интернационализации и консолидации.
Развитые страны стали предпринимать шаги по либерализации торговли и недопущению торговых войн. Поначалу переговорный процесс шел на двусторонней основе, т.е. страны индивидуально договаривались друг с другом и успех зависел от желания и готовности каждой стороны идти на уступки. Так что условия экспорта или импорта одного и того же товара могли существенно различаться в зависимости от страны контрагента.
Затем стало ясно, что развитие производительных сил требует все более активного обмена между многими странами и унифицированных правил игры на международном рынке. Поэтому в 1947 г. 23 страны подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое было направлено на упорядочение международной торговли и максимальное снижение (а в идеале и полное устранение) таможенных барьеров и других ограничений.
ГАТТ была неправительственной организацией, где все участники пользовались одинаковыми правами. В ее рамках велись многолетние и многосторонние переговоры, направленные на снижение тарифов и ликвидацию импортных квот. Эта организация во многом способствовала тому, что в настоящее время тарифы составляют менее 5% облагаемого пошлинами импорта, тогда как в межвоенный период они иногда превышали 50%.
До 1986 г. в рамках этой организации было проведено семь раундов переговоров, длившихся по нескольку лет и направленных на снятие ограничений в международной торговле. В 1986 г. в Уругвае в местечке Пунта-дель-Эсте начался новый, самый значительный по возможным последствиям раунд. Цель его заключалась в полном устранении барьеров в торговле сельскохозяйственной, текстильной продукцией, услугами и в создании единой системы защиты интеллектуальной собственности.