Порядок нашего исследования должен быть аналитическим. Теперь мы можем приступить к изучению сознания взрослого человека по методу самонаблюдения. Большинство психологов придерживаются так называемого синтетического способа изложения. Исходя от простейших идей, ощущений и рассматривая их в качестве атомов душевной жизни, психологи слагают из последних высшие состояния сознания – ассоциации, интеграции или смещения, как дома составляют из отдельных кирпичей.
Такой способ изложения обладает всеми педагогическими преимуществами, какими вообще обладает синтетический метод, но в основание его кладется весьма сомнительная теория, будто высшие состояния сознания суть сложные единицы. И вместо того чтобы отправляться от фактов душевной жизни, непосредственно известных читателю, именно от его целых конкретных состояний сознания, сторонник синтетического метода берет исходным пунктом ряд гипотетических простейших идей, которые непосредственным путем совершенно недоступны читателю, и последний, знакомясь с описанием их взаимодействия, лишен возможности проверить справедливость этих описаний и ориентироваться в наборе фраз по этому вопросу. Как бы там ни было, но постепенный переход в изложении от простейшего к сложному в данном случае вводит нас в заблуждение.
Педанты и любители отвлеченностей, разумеется, отнесутся крайне неодобрительно к отстранению синтетического метода, но человек, защищающий цельность человеческой природы, предпочтет при изучении психологии аналитический метод, отправляющийся от конкретных фактов, которые составляют обыденное содержание его душевной жизни. Дальнейший анализ вскроет элементарные психические единицы, если таковые существуют, и заставляя нас делать рискованные скороспелые предположения. Читатель должен иметь в виду, что в настоящей книге в главах об ощущениях больше всего говорилось об их физиологических условиях. Помещены же эти главы были раньше просто ради удобства. С психологической точки зрения их следовало бы описывать в конце книги. Простейшие ощущения были рассмотрены нами как психические процессы, которые в зрелом возрасте почти неизвестны, но там ничего не было сказано такого, что давало бы повод читателю думать, будто они суть элементы, образующие своими соединениями высшие состояния сознания.
Основной факт психологии
Четыре свойства сознания
В сознании происходят непрерывные перемены
В сознании происходят непрерывные перемены 2
В сознании происходят непрерывные перемены 3
В каждом личном сознании процесс мышления заметным образом непрерывен
Устойчивые и изменчивые состояния сознания
Устойчивые и изменчивые состояния сознания 2
Устойчивые и изменчивые состояния сознания 3
Объект сознания всегда связан с психическими обертонами
Объект сознания всегда связан с психическими обертонами 2
Физиологические условия психических обертонов
Содержание мысли
Между мыслями всегда существует какое-нибудь рациональное отношение
Между мыслями всегда существует какое-нибудь рациональное отношение 2
Между мыслями всегда существует какое-нибудь рациональное отношение 3
Между мыслями всегда существует какое-нибудь рациональное отношение 4
Между мыслями всегда существует какое-нибудь рациональное отношение 5
Между мыслями всегда существует какое-нибудь рациональное отношение 6