Введение
Переход экономики России к рыночным отношениям сопровождается кардинальными изменениями, особенно в сфере обращения. Одним из основных элементов сферы обращения рыночной экономики являются биржи.
Биржи, входящие в современную систему рынка, способствуют непрерывности процессов расширенного воспроизводства и ускорению кругооборота общественного продукта. Сокращение, благодаря биржам, времени обращения товаров повышает эффективность использования основных фондов, трудовых ресурсов, уменьшает потребность в оборотных средствах, банковском кредите и тем самым позволяет увеличивать ресурсы, направляемые в другие отрасли. Ускорение оборачиваемости оборотных средств через биржи на один день дает возможность высвободить сегодня 150 тыс. долларов [1]. Поэтому ускорение оборачиваемости средств через биржевую систему - одна из главных экономических задач.
В связи с бурным развитием в России за последние пять лет глобальных информационных систем и проникновение на них биржевых структур необходимость создания мощной информационной системы становится одной из приоритетных задач в ходе управления предприятиями и повышения эффективности работы отрасли в целом. Деятельность современного предприятия немыслима без развитой информационной системы связанной с остальными субъектами отрасли, включая биржи. Сегодня эта система позволяет предприятиям не только узнавать новости об экономической и политической жизни страны, но и проводить торги в реальном времени, узнавать текущие биржевые сводки, получать разнообразные аналитические материалы по состоянию отрасли и экономике в целом, торговать с зарубежными партнёрами и проводить электронные платежи с частными клиентами [2]. Биржи позволяют предприятию покупать сырьё по самой низкой цене на текущий момент на рынке, находить клиентов и продавать свою продукцию, прогнозировать состояние рынка для повышение устойчивости предприятия. Вместе с тем, наличие бирж привносит ощутимый экономический эффект только при наличии развитой информационной системы как в пределах предприятия, так и в пределах отрасли.
Процесс информатизации предприятий начался ещё в конце 70-х годов [3], однако именно сейчас отраслевая инфосистема выходит на качественно-новый уровень, подчиняя себе все процессы в отрасли: от решения локальных логистических задач до принятия решений о стратегическом развитии отрасли в целом. Настоящая работа посвящена отдельному из указанных аспектов– взаимодействие предприятия отрасли и биржи, как основного поставщика экономической информации в отрасли.
Работа включает методику построения эффективной инфосистемы отрасли в целом и современного предприятия радиотехнической отрасли, действующего на рынке с помощью бирж в частности. Одним из препятствий на пути создания эффективной отраслевой системы является разнородность стандартов представления информации предприятиями, входящих в отрасль. Для преодоления этих препятствий в работе предлагается использовать известную в настоящее время технологию корпоративных порталов. Подход с точки зрения информационных порталов [4] делает изложенные здесь методики особенно актуальными и новыми, т.к. данная технология находится ещё в зачаточном состоянии но судя по её бурному развитию нет сомнений, что это путь развития информатизации крупных сложно связанных образований в ближайшее время.
Практическая часть включает ряд расчётов, сделанных на основе прогнозов рыночной конъюнктуры. В настоящее время идёт процесс внедрения и апробации методик, аналогичной предложенной, в различных отраслях. Эти примеры также описаны и проанализированы в работе. Произведён приблизительный анализ выгод и затрат внедрения методики.