Вопрос об успешности применения методов технического анализа при работе на финансовых рынках тесно связан с получившей широкое распространение гипотезой эффективности (иначе — Информационной эффективности) рынков.
Абсолютно эффективным (информационно-эффективным) Может считаться такой рынок, на котором цена на каждый актив всегда равна его инвестиционной стоимости. Под инвестиционной стоимостью понимается стоимость актива на данный момент с учетом перспективной оценки уровня цены спроса на него и доходов по нему в будущем, рассчитанная хорошо информированными аналитиками, которая может быть рассмотрена как справедливая стоимость данного актива.
На абсолютно эффективном рынке каждый финансовый инструмент в любое время торгуется по своей справедливой стоимости, а всякая новая информация мгновенно и полностью отражается в движении рыночных цен. По мере произвольного поступления новой информации цены инструментов, в свою очередь, изменяются произвольно.
Различают следующие уровни информационной эффективности рынка:
слабая, при которой в ценах полностью отражается информация о прежних ценах на активы;
средняя, когда учитывается вся общедоступная к текущему моменту информация;
сильная, когда в ценах дисконтируются не только общедоступные данные, но и частная, так называемая инсайдерская ин формация.
Если рынок является эффективным по отношению к той или иной информации, то, используя эту информацию, нельзя принять решение о покупке или продаже финансовых инструментов, позволяющее получить прибыль, превышающую нормальную (сверхприбыль).
Полная эффективность рынка также означает невозможность проведения на данных рынках арбитражных операций. Действительно, поскольку на эффективных рынках цена актива мгновенно и полностью учитывает всю имеющуюся информацию, стоимость любых финансовых инструментов, основанных на данном активе, в одно и то же время должна быть одинаковой. Одновременно если известно о невозможности провести рыночный арбитраж, то на таком рынке цены инструментов с одним базовым активом определяются одной и той же инвестиционной стоимостью и данный рынок можно считать эффективным.
Низкий уровень эффективности рынка ставит под сомнение применимость методов технического анализа для прогнозирования цен активов, средний уровень эффективности подразумевает также неприменимость подходов фундаментального анализа.
В качестве условий эффективного рынка выделяют следующие:
— на рынке работает большое число участников торговли;
—все участники рынка имеют одинаковый доступ ко всей значимой информации, влияющей на биржевые курсы;
каждый участник торговли (или хотя бы каждый крупный уча стник) оценивает полученную информацию одинаковым об разом;
оценка поступающей информации участниками рынка проис ходит достаточно быстро (по сравнению с характерным мас штабом времени, на котором рассматривается рынок);
участники свободно и равноправно конкурируют на рынке финансовых инструментов;
принятые решения о покупке или продаже активов быстро реализуются на торговых площадках (биржи, внебиржевые рынки).
Кроме того, необходимо отметить, что само понятие эффективности имеет смысл только для тех рынков, на которых курсы финансовых инструментов действительно стремятся отражать их инвестиционную стоимость (рациональные рынки).
На практике перечисленные условия не всегда выполняются и речь может идти лишь о той или иной степени справедливости штих допущений. Если для развитых финансовых рынков наличие большого числа участников торговли не вызывает сомнений, то для многих новых развивающихся рынков (в частности, российского фондового рынка) это условие не всегда выполняется. В частности, несмотря на значительное число участников, на российском фондовом рынке действует относительно немного крупных игроков, которые могут оказывать целенаправленное влияние на цены, осуществляя рыночные манипуляции. Таким образом, в данном случае не выполняется одно из важнейших условий эффективности рынка.
Абсолютно одинаковый доступ участников торговли к существенной информации — тоже скорее идеальные, чем повсеместно выполняющиеся условия. Как правило, разные участники рынка обладают информацией различной полноты и, соответственно, Могут принимать различные инвестиционные решения (информационная асимметрия).