Финансовые инструменты обращаются, т.е. продаются и покупаются, на соответствующих финансовых рынках. Каждый финансовый инструмент имеет свой финансовый рынок обращения — валютный и денежный, фондовый, рынок облигаций и т.п.
Развитие современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, в том числе средств интернет- связи, позволило в последнее время многократно увеличить число участников торговли на финансовых рынках; а следовательно, задача наиболее рационального распоряжения средствами на этих рынках становится актуальной для растущего числа инвесторов.
Приступая к работе на рынках финансовых инструментов, инвестор должен понимать механизм получения доходов от вложений в финансовые активы. Прежде чем инвестировать средства в финансовые инструменты, будь то валюта, акции, облигации или производные ценные бумаги (фьючерсы, опционы и пр.), необходимо получить ответы на следующие вопросы:
Какова ожидаемая доходность планируемых финансовых вложений?
Насколько велика неопределенность в получении доходов, т.е. насколько рискованны рассматриваемые инвестиции?
Каково влияние на финансовые рынки экономических, политических и иных факторов?
Являются ли изменения цен финансовых инструментов случайными или существуют закономерности, которым эти изменения подчиняются?
Каким образом принимать решения по выбору финансовых активов, определению моментов их приобретения и продажи, объемов и сроков вложений?
Следует ли управлять финансовыми активами, совершая операции (покупки или продажи) в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры или стратегия «купи и держи» является оптимальной для рынков финансовых инструментов? Если управление активами обосновано, то каким образом оно должно осуществляться?
Ответы на эти и другие вопросы можно получить только путем всестороннего изучения и анализа поведения рынков и факторов, на них влияющих.
В настоящее время можно условно выделить три подхода к анализу рынков и выбору методов такого анализа. Сторонники первого подхода изучают динамику изменений состояний рынков вне зависимости от природы внешних воздействий, вызвавших данные изменения. Анализ такого типа принято называть техническим анализом. Второй подход к исследованию рынков получил название фундаментального анализа и, напротив, направлен на изучение факторов, влияющих на стоимость торгуемых финансовых инструментов. Третий подход связан с так называемой гипотезой информационной эффективности рынков, которая предполагает, что цена актива мгновенно и полностью отражает всю имеющуюся в данный момент информацию относительно этого актива. Следствием этой гипотезы является вывод о том, что анализ и прогнозирование рынков не могут служить основой для систематического проведения операций на данных рынках с отношением доходности к риску выше среднего, а оптимальным способом инвестирования является стратегия «купи и держи». В рамках данного подхода единственное, что может сделать инвестор для получения более высокой доходности, — это принять на себя более значительный риск.
Предлагаемое учебное пособие посвящено исследованию первого из перечисленных подходов к рыночному финансовому анализу — техническому анализу финансовых рынков.
Основоположником современного технического анализа принято считать Чарльза Доу, 1851—1902. Ч. Доу, основатель и первый редактор The Wall Street Journal, в течение ряда лет (1889—1902) публиковал в редакционных статьях свои наблюдения за поведением рынка акций. Хотя сам Доу не оставил изложения своих взглядов в виде отдельной книги, основные принципы подхода Ч. Доу к анализу фондового рынка позже получили название теории его имени.
Термин «теория Доу» впервые появился в книге С. Нельсона «Азбука спекуляций на фондовом рынке», опубликованной после смерти Доу в 1903 г. В этой книге автор собрал вместе редакционные статьи Доу и дал первое обобщение его методов анализа рынка. Теория Доу получила дальнейшее развитие в работах преемника Доу на посту главного редактора The Wall Street Journal (четвертого по счету) Вильяма Питера Гамильтона. В редакционных статьях журнала и в книге «Барометр фондового рынка», изданной в 1922 г, Гамильтон проводит исследование рынка акций начиная с 1897 г. и применяет к изучению этого рынка принципы технического анализа.