Определив основными приоритетами существования любой заинтересованной группы получение дохода при соблюдении высокой надежности, мы можем перейти к рассмотрению вопросов экономической политики развитых стран. Сейчас интересы основных групп в постановке стратегических целей практически совпадают и основное различие накапливается только в тактических путях их решений.
Сначала отметим основные стратегические цели в определении экономической политики развитых стран. Рассмотрим различные градации решения одних и тех же вопросов (что такое хорошо и что такое плохо). На пересечении этих градаций определяется эффективное стратегическое решение конкретной цели.
Инфляция.
Высокая инфляция - это плохо, так как высокие процентные ставки, неизбежные при такой инфляции, снижают эффективность производства и определяют перераспределение капитала от производств к посредникам (торговля и финансовые институты). Промышленные группы будут выступать против высокой инфляции.
Низкая инфляция, или полное ее отсутствие - это плохо, так как начинают страдать интересы посредников. В торговле начинается застой, так как никто не хочет покупать товары, которые практически не растут в цене, а то и падают. Финансовые посредники страдают из-за низких процентных ставок.
Оптимальное значение инфляции - это хорошо, так как при стабильно высокой эффективности производственного сектора остаются возможности для доходного ведения дел и у посредников, особенно у финансовых институтов ("и овцы целы и волки сыты").
Безработица.
Высокая безработица - это плохо. Она способствует социальной напряженности, уменьшению количества людей среднего класса ("опоры демократии") и снижению чистой массы реальных доходов населения.
Низкая безработица - это плохо, так как у работников пропадают стимулы к хорошему труду и начинают страдать интересы работодателей.
Оптимальное значение безработицы находится на пересечении интересов двух крупных групп - работодателей и работников. Неизбежен компромисс между ними, иначе страдающие интересы одной из групп могут привести к революционному решению вопроса.
Бюджетный дефицит.
Представляет собой превышение бюджетных расходов над бюджетными доходами.
Большой бюджетный дефицит приводит к росту государственного долга и может выступить катализатором ускорения инфляции. Вызывается либо значительными расходами, либо небольшими доходами бюджета. Отсюда вытекают два способа решения проблемы бюджетного дефицита - снижение расходов (в первую очередь страдают социальные статьи расходов - на здравоохранение, образование и т.п.), или повышение налогов. В первом случае проблема решается за счет малообеспеченного населения страны, во втором - за счет налогоплательщиков. И в первом и во втором случае решение проблемы бюджетного дефицита затрагивает интересы наиболее влиятельных групп, отсюда вытекает сложность ее решения. С другой стороны, не ре-
шая проблему бюджетного дефицита, правительство подталкивает вверх инфляцию и, как следствие - процентные ставки. А это противоречит интересам большинства населения страны (являющихся покупателями товаров и недвижимости в кредит) и производственного сектора.
Незначительный бюджетный дефицит или даже полное его отсутствие говорит, как правило, или о высоких налогах или о низких расходах государства (в основном за счет небольших военных расходов). В первом случае страдают налогоплательщики, во втором - получатели бюджетных средств (социальные программы и военно-промышленный комплекс). Низкий бюджетный дефицит приводит к снижению инфляции со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями (см. выше инфляцию). В силу значительного влияния военно-промышленного лобби на политику практически всех развитых государств можно сделать вывод о том, что низкий бюджетный дефицит невыгоден правительствам данных стран.
Эффективный бюджетный дефицит основан на умеренной инфляции при соблюдении интересов всех заинтересованных в бюджете страны групп.
Обменный курс.