Инструменты рынка ценных бумаг можно разбить на три основных категории инвестиционных продуктов:
• облигации;
• акции;
• инструменты, дающие право на другой инструмент.
Более 90% от стоимости всех национальных и международных инвестиционных продуктов составляют облигации, которые представляют собой наиболее важную область для изучения.
(1) ОБЛИГАЦИИ
Облигации представляют собой кредитные соглашения, основанные на ценных бумагах, по которым не существует единственного кредитора, а, наоборот, целый ряд кредиторов, предоставляющих свои средства в кредит одному заемщику. Секьюритизация позволяет инструментам, несущим право собственности, обращаться на рынке. Следовательно, облигации представляют собой заимствование, которое представлено в такой форме, которая позволяет этим обязательствам свободно обращаться на рынке.
Особой чертой большинства облигаций является то, что они предлагают купон с фиксированной процентной ставкой, что дает заранее известную годовую норму прибыли. Соответственно и заемщик знает свои ежегодные расходы по заимствованию, и кредитор знает ту сумму процентных платежей, которую он будет получать каждый год. Хотя купон и является постоянной величиной, все-таки сама цена облигации будет меняться в зависимости от процентных ставок, которые существуют на рынке в настоящий момент, а также от общего восприятия экономических факторов (в частности, уровня инфляции в стране). Фиксированная процентная ставка, устанавливаемая по облигациям, будет во многом зависеть от “качества” эмитента, а также от любых других долговых инструментов, которые были выпущены данным эмитентом и находятся в обращении в настоящий момент.
Некоторые из облигаций могут иметь купон с плавающей процентной ставкой. Для того, чтобы выпустить облигации с плавающим купоном, необходимо соответствовать тем же самым критериям “качества”, а сама плавающая ставка будет объявляться как величина или процент над базовой ставкой (например, LIBOR — Лондонская межбанковская ставка предложения по межбанковским депозитам). Таким образом, рыночная цена облигации будет менее изменчивой, так как процентная ставка будет корректироваться, например, каждые шесть месяцев для того, чтобы отразить рыночные условия на настоящий момент.
Поскольку кредитные соглашения имеют определенный срок действия, большинство облигаций будут погашаемыми или срочными, т. е. это означает, что будет устанавливаться дата погашения (для погашения основной суммы долга). По некоторым облигациям будет несколько таких дат. Более подробно этот вопрос будет рассматриваться в главе 3. Меньшая часть облигаций выпускается в непогашаемой или бессрочной форме. Это означает, что дата погашения не устанавливается, но у эмитента всегда есть право выкупить эти облигации и аннулировать выпуск (но обычно эмитенты аннулируют выпуски только в тех случаях, когда они считают, что смогут привлечь средства на более выгодной основе).
Эти принципы могут распространяться на любые виды облигаций, независимо от того, были ли они выпущены государством или компанией.
Корпоративные заемщики могут выпускать облигации следующих видов:
• обеспеченные или ипотечные облигации;
• необеспеченные облигации;
• конвертируемые обеспеченные или необеспеченные облигации (подробно см. главу 3).