Факторы взаимодействия





Факторы, перечисленные ниже, и их последствия приводятся без какого-то особого порядка, так как разные инвесторы по-разному оценивают их значимость. Последствия приводятся с точки зрения сравнения доходов. Поэтому следует помнить, что более низкий доход по облигациям означает более высокую цену и наоборот. Также следует отметить, что большинство выпусков корпоративных облигаций на стадии размещения и андеррайтинга будут предлагаться не по какой-то конкретной цене, а по количеству базисных пунктов (один базисный пункт равен одной сотой процента), на которое доход превышает ставку по ориентировочным государственным облигациям.

Кредитный рейтинг

Существует система градации государств и компаний, которая используется рейтинговыми агентствами. Ведущими рейтинговыми агентствами, каждое из которых расположено в США, являются Standard & Poors и Moody's Investors Services.
Самый высокий рейтинг, присваиваемый S&P, — ААА, a Moody's — Ааа (этот рейтинг называется три А). Рейтинги от ААА до ВВВ (S&P) и от Ааа до ВааЗ (Moody's) называются рейтингом “инвестиционного уровня”. Это очень важно, поскольку многим международным инвесторам не разрешается уставами (и регулирующими мерами) вкладывать средства в ценные бумаги, которые не относятся к инвестиционному уровню. Рейтинги ВВ+ (S&P) и ВаЗ (Moody's) и ниже (вплоть до D) называются спекулятивными уровнями. Высокий рейтинг, означающий низкий риск, как правило, позволяет заемщику нести низкие затраты.
Если компания обладает рейтингом, который принят на международном рынке, то остальные факторы в принципе можно проигнорировать, поскольку их проверяет система кредитного рейтинга. Единственное, что важно в таких условиях, — это удостовериться в том, что сравнение проводилось с использованием соответствующих государственных облигаций с нужным сроком погашения и купоном.

Размер выпуска

Поскольку международный рынок облигаций велик настолько, насколько велик аппетит профессиональных инвесторов, то будет интересно узнать, что, чем больше размер выпуска, тем охотнее он будет раскуплен рынком. В принципе это говорит о ликвидности. Следовательно, маленькие выпуски (т. е. меньше 150 000 долларов США) не будут интересны крупным инвесторам. Соответственно, хотя и есть некоторые ограничения, чем больше выпуск, тем меньше будет ожидаемый доход.

Валюта выпуска
Если облигация выпускается в национальной валюте, то внутренним инвесторам не нужно проводить дополнительное сравнение с внутренними государственными облигациями, за исключением тех случаев, когда компания зарабатывает недостаточно дохода в национальной валюте для обслуживания облигаций и должна полагаться на экспорт, например, а за это надо платить в иностранной валюте. Очевидно, что это будет важным фактором для иностранных инвесторов в любом случае. Если национальная валюта слаба по сравнению с основными международными валютами, то иностранный инвестор будет требовать значительного большего дохода, за исключением случаев, как и в вышеприведенном примере, когда компания может зарабатывать прибыль в иностранной валюте, то тогда инвесторы будут ожидать более низкий доход.

Компания и ее отрасль
Здесь внимание уделяется сектору, в котором находится компания, и тому, имеет ли он длинный (обычно четыре года) или короткий (один год) экономический цикл, и на какой стадии этого цикла отрасль находится в настоящий момент. Также необходимо учитывать цикл роста компании и то, находится ли она сейчас на первоначальной стадии, стадии расширения или стадии зрелости. Если компания находится на ранних стадиях, то тогда ожидания относительно дохода будут ниже, так как инвестор рассчитывает на то, что основной рост компании еще впереди, и за счет этого она сможет обеспечивать выполнение обязательств по облигации. На этой же стадии необходимо обратить внимание на то, создает ли компания денежные потоки немедленно, или же проходит много времени между отправкой счетов и получением платежей. В первом случае риск меньше, чем во втором, и соответственно требования к доходности будут меньше.


Содержание раздела