По данным ФКЦБ, из 13545 эмиссий корпоративных ценных бумаг в 1994 г. на корпоративные облигации приходится лишь 0,26%, а в 1995 г. — 0,68%. Удельный вес облигационных выпусков в общем объеме выпусков корпоративных ценных бумаг по номинальной стоимости в 1994 г. составил 2%, а в 1995 г. — 0,7%. Такое положение объясняется прежде всего тем, что корпоративные облигации российских АО обычно непопулярны среди конечных инвесторов из-за низкой доходности.
Хотя явным преимуществом эмиссии корпоративных облигаций (неконвертируемых) является сохранение действующими акционерами корпоративного контроля, эмитенту приходится нести определенные обязательства по выплатам и погашению облигаций, установленные по условиям их выпуска, а пойти на это могут лишь компании, имеющие устойчиво высокую рентабельность. Кроме того, для поддержания инвестиционной привлекательности ценных бумаг сами условия выпуска должны быть не хуже, чем условия, предлагаемые другими структурами (включая государство), осуществляющими выпуск долговых обязательств.
В целом в 1992—1995 гг. в Министерстве финансов РФ зарегистрировано 177 эмиссий выпусков небанковских корпоративных облигаций совокупной номинальной стоимостью 1,15 трлн. руб. Для этого периода можно констатировать стабильный рост числа выпусков и стоимостного объема эмиссии корпоративных облигаций (диаграмма). Вместе с тем для 1996 г. стало характерно явное снижение обоих указанных показателей (18 эмиссий), что связывается экспертами со спецификой политической ситуации в России 1996 г. В региональном разрезе основной объем продаж корпоративных облигаций в 1996 г. (более 90%) приходился на Москву.
Несмотря на в целом позитивную количественную динамику, в настоящее время нельзя говорить о выпускаемых корпоративных облигациях как о “классических”, т. е. по крайней мере формально отвечающих мировым стандартам. Так, в 1996 г. на биржевом рынке (который является доминирующим для этих бумаг — свыше 95°о объемов всей торговли) безусловным и абсолютным лидером торгов были облигации РАО “Высокоскоростные магистрали”. Вместе с тем эти бумаги вряд ли можно определить как корпоративные облигации в чистом виде.
Наибольшее число выпусков корпоративных облигаций в 1994—1995 гг. было осуществлено в отраслях связи, нефтегазодобычи и жилищного строительства. Облигации были в основном товарными (установка телефона и т. д.) или жилищными.
Пока единичными являются примеры выпуска небанковских корпоративных еврооблигаций и конвертируемых облигаций.
Наиболее известным (если не единственным) примером выпуска корпоративных конвертируемых облигаций являются конвертируемые облигации АО “Нефтяная компания “ЛУКойл”.
Целями выпуска стало привлечение инвестиций для технической реконструкции дочерних компаний АО и погашение их задолженности перед федеральным бюджетом. Конвертируемые облигации выпускались как свободно обращающиеся беспроцентные (целевые ) облигации на предъявителя, подлежащие конвертации в обыкновенные акции АО, временно закрепленные в федеральной собственности, по окончании срока закрепления. Выпуск осуществлялся под залог федерального пакета, составляющего 11% уставного капитала АО. В качестве владельцев облигаций определены любые юридические и физические лица. Выпускаемые в обращение облигации обмениваются на акции АО, депонированные в финансовом институте, по окончании срока закрепления. Размещение облигаций осуществляется на конкурсной основе среди андеррайтеров, которые будут размещать эти бумаги на вторичном рынке.
Первый (зарубежный) транш облигаций был размещен в ходе коммерческого конкурса среди инвестиционных банков и финансовых компаний (CS First Boston, Paribus Capital Markets, “Империал” и Международный промышленный банк) в сентябре 1995 г. По его итогам из 350 000 бумаг номиналом 4,5 млн. рублей было выкуплено 320 000. Крупнейшим покупателем стала американская нефтяная компания ARCO, сделавшая заявку на сумму 250 млн. долларов. Второй (российский) транш составил 110 000 бумаг, а 1 облигация должна обмениваться на 170 акций.
В целом, по данным ФКЦБ, небанковские корпоративные облигационные займы в подавляющем большинстве проводились АО с численностью работников 3 000 человек и более, т. е. сравнительно крупными обществами. Кроме того, как правило, эмиссии облигаций проводились акционерными обществами, доля государственной или муниципальной собственности в которых составляла более 25% (обычно 38—51%), что связано с законодательными ограничениями ст. 28 п. 4 Закона “Об акционерных обществах”. В этой ситуации у АО остается возможность привлечения средств только путем выпуска облигационных займов.