(5) Принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка, который заключается в эволюционном, планомерном характере ее развития, следование установленным долгосрочным ориентирам государственной политики в этой сфере, предоставлении возможностей адаптации к изменениям в системе регулирования рынка для всех субъектов регулирования.
(6) Ориентация на мировой опыт и учет тенденции глобализации финансовых рынков означает следование рекомендациям Группы 30 с целью создания цивилизованного и конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.
Несмотря на то, что государство будет стремиться передать возможно большую часть функций по регулированию рынка саморегулируемым организациям, именно система прямого государственного регулирования несет основную нагрузку в решении задач регулирования рынка в целом и является основой всей системы регулирования. При этом к числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
Функциональное регулирование в сочетании с методами институционального регулирования по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью участников рынка;
Использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи и под контролем государства;
Распределение полномочий по регулированию рынка между госведомствами на основе жесткой ответственности за результаты;
Приоритет защиты мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;
Приоритет в развитии инфраструктурных организаций;
Максимальное разделение рисков;
Предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.
К основным объектам регулирования (участникам рынка ценных бумаг) относят:
(1) Эмитентов ценных бумаг и организации, привлекаемые эмитентами для исполнения своих обязанностей перед инвесторами (включая регистраторов, аудиторов, платежных агентов и т. д.).
(2) Профессиональных посредников, действующих на рынке ценных бумаг, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг (включая брокерскую, дилерскую, депозитарную и иные виды деятельности). Среди профессиональных участников рынка ценных бумаг особую роль играют инфраструктурные организации (фондовые биржи и другие организаторы торговли, расчетные и клиринговые организации).
(3) Инвесторов и организации, профессионально занимающиеся управлением инвестициями.
(4) Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В основе регулирования всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (2-я группа) и деятельности по управлению инвестициями лежит лицензирование указанных видов деятельности (см. главу 15). Следует отметить, что лицензирование в широком смысле не сводится к однократному акту выдачи лицензии тому или иному участнику рынка. Речь должна идти о систематических проверках деятельности участников рынка на предмет выполнения требований, вытекающих из обладания лицензией на ведение конкретной профессиональной деятельности.
Прямое регулирование деятельности большинства участников рынка входит в компетенцию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).
Регулирование деятельности ряда участников рынка (например, коммерческих банков, страховых компаний или негосударственных пенсионных фондов), полностью или частично (в отдельных аспектах их деятельности) отнесено к компетенции других ведомств. В итоге совокупное регулирование рынка ценных бумаг в России осуществляется несколькими органами, в компетенцию которых входят разные аспекты. Этими органами, помимо ФКЦБ, являются: Центральный банк России (ЦБР), Министерство финансов России (Минфин), Антимонопольный комитет, Госналогслужба России и другие органы.
Участие различных ведомств в регулировании деятельности субъектов рынка ценных бумаг строится на основе предусмотренного законодательством обязательного согласования всех нормативных актов по вопросам рынка ценных бумаг всех органов государственной власти и управления, принимаемых ими в пределах своей компетенции, с ФКЦБ России.