Существует несколько основных разновидностей клиринга,





КЛИРИНГ

Существует несколько основных разновидностей клиринга, которые делятся по разным признакам:
• непрерывный клиринг осуществляется в режиме реального времени, т. е. каждая заключенная на бирже сделка немедленно поступает в обработку. Эта система применяется при не очень больших потоках сделок или при наличии очень мощного аппаратно-программного обеспечения.
• периодический клиринг производится регулярно с известным периодом (каждый час, в конце торговой сессии, в конце недели). К этому моменту накапливается информация обо всех сделках, заключенных на бирже за период, а затем все сделки разом обрабатываются. Такая технология более производительна при тех же затратах на технологию, однако, она, конечно, отстает в сроках. Реально периодический клиринг, как правило, проводится в конце каждой торговой сессии, что является компромиссом между стоимостью обработки и временем.
Клиринг может быть двусторонним и многосторонним.
• двусторонний клиринг проводится таким образом, что в его результате выясняется, кто из участником и какие сделки заключил. Иногда эти сделки рассматриваются самостоятельно, а иногда суммируются, так что в итоге выясняется нетто — позиция каждого из участников торгов в отношении каждого другого: в итоге торговой сессии А купил у В 300 акций, за что должен перечислить В 2 700 000 рублей. И так для каждой пары А и В. Такой клиринг иногда называют двусторонним неттингом (выяснением взаимных нетто-позиций каждой пары торговцев).
• многосторонний клиринг (неттинг) является логическим продолжением двустороннего неттинга. Он идет дальше и суммирует все сделки каждого участника торгов с разными контрагентами. В результате каждый участник получает одну ' (по каждому виду ценных бумаг) позицию.

Применение неттинга связано, с одной стороны, с ускорением и удешевлением расчетов, но с другой — с увеличением системного риска. Риск возникает в случае, когда одна или несколько сделок оказываются сорванными (из-за ошибки или вследствие просчета брокера, например, продавшего больше бумаг, чем у него имелось). Ошибка в сделке может повлиять на дальнейший ход торгов (например, при продаже “лишних” бумаг, покупатель может, не зная об этом, перепродать их в течение той же торговой сессии третьему брокеру и т. д.), и суммарная ошибка нарастает, захватывая все больше участников торгов.
Риски, связанные с особенностями системы (в данном случае клиринга), называются системными рисками, ибо порождены самой системой. Для того, чтобы управлять ими, нужно предпринимать специальные меры, как организационные, так и технологические. Поэтому системы неттинга вводятся только при больших оборотах, там, где применение указанных мер оказывается все же дешевле, чем разбирательство с ошибками. С низколиквидными бумагами они вообще не применяются.
В числе мер предотвращения подобных рисков можно указать наличие специальных страховых фондов у каждого участника торгов, к которым обращаются в случае необходимости возместить потери с тем, чтобы баланс в конце сессии сошелся. За счет этих фондов (разумеется, на основании предварительно оговоренных правил и процедур) в принудительном порядке докупаются недостающие ценные бумаги.
Сегодняшние требования к биржам предполагают, что на исполнение сделки, заключенной на бирже, с учетом клиринга, поставки и платежа отводится не более трех дней. В наиболее совершенных системах это происходит в день заключения сделки.

Содержание раздела