В зависимости от целей инвестирования в состав портфелей ценных бумаг включаются ценные бумаги, которые соответствуют поставленной цели, например конвертируемые портфели. Они состоят из конвертируемых и привилегированных акций и облигаций и могут быть обменены на установленное количество обыкновенных акций по фиксированной цене в определенный момент времени, в который может быть осуществлен обмен. При активном рынке — «рынке быка» — это дает возможность получить дополнительный доход. К этому же типу портфелей относят портфели средне- и долгосрочных инвестиций с фиксированным доходом.
Выделяют портфели ценных бумаг, подобранных в зависимости от региональной принадлежности эмитентов, а также ценные бумаги, которые в них включены. К этому типу портфелей ценных бумаг относят портфели:
ценных бумаг определенных стран, региональные, а также иностранных ценных бумаг.
Мы рассмотрели принципы формирования портфеля в качественном отношении. Не менее важен количественный аспект проблемы.
Сколько ценных бумаг должно быть в портфеле?
Теория инвестиционного анализа утверждает, что простая диверсификация, т.е. распределение средств портфеля по принципу «не клади все яйца в одну корзину», ничуть не хуже, чем диверсификация по отраслям, предприятиям и т.д. Кроме того, увеличение различных активов, т.е. видов ценных бумаг, находящихся в портфеле, более 8 не дает значительного уменьшения портфельного риска. Максимальное сокращение риска достижимо, если: в портфеле отобрано от 10 до 15 различных ценных бумаг; дальнейшее увеличение состава портфеля нецелесообразно, т.е. возникает эффект излишней диверсификации, который необходимо избегать.
Излишняя диверсификация может привести к таким отрицательным результатам, как:
• невозможность качественного портфельного управления;
• покупка недостаточно надежных, доходных, ликвидных ценных бумаг;
• рост издержек, связанных с поиском ценных бумаг (расходы на предварительный анализ и т.д.);
• высокие издержки по покупке небольших мелких партий ценные бумаг и т.д.
Издержки по управлению излишне диверсифицированным портфелям не дадут желаемого результата, так как доходность портфеля вряд ли будет возрастать более высокими темпами, чем издержки в связи с излишней диверсификацией.
Следует отметить, что формирование и управление портфелем — область деятельности профессионалов, а создаваемый портфель — это товар, который может продаваться либо частями (продают доли в портфеле для каждого инвестора), либо целиком (когда менеджер берет на себя труд управлять портфелем ценных бумаг клиента). Как и любой товар, портфель определенных инвестиционных свойств может пользоваться спросом на фондовом рынке.
Разновидностей портфелей много, и каждый конкретный держатель придерживается собственной стратегии инвестирования, учитывая состояние рынка ценных бумаг и основательно «перетряхивая» портфель, согласно золотому правилу работы с ценными бумагами, не реже одного раза в три-пять лет. Поэтому материал, изложенный в параграфе, не охватывает все многообразие существующих портфелей, а лишь позволяет определить принципы их формирования.