КЕЙНС и КОНКУРС КРАСОТЫ



Этот контур обратной положительной связи, в котором каждый со­средотачивает свое внимание на предположениях, что остальные собираются делать, лучше всего описана Кейнсом в его знаменитой "Метафоре конкурса красоты"2. Он сравнивает фондовый рынок с конкурсами в газетах, проводимых в Соединенных Штатах, в кото­рых участники пытаются выбрать по фотографии одну женщину из 100, которая, как они полагают, самая красивая (Кейнс, 1936):
Дело не в выборе тех, кто, по чьемуто определению, самые краси­вые, и не в выборе тех, кто, по среднестатистическому мнению, са­мые красивые. Мы достигли третьего уровня, на котором исследуем свою рассудительность, определяя, каким должно быть среднеста­тистическое мнение, основываясь на предположениях среднестати­стического мнения об этом. И есть те, кто, как я думаю, практику­ют и на четвертом, и на пятом, и на более высоких уровнях.
Мы еще не добрались до них, но нет никаких сомнений, что многие из сегодняшних самых спекулятивных рыночных моде­лей (фигур) могут быть объяснены тем фактом, что тысячи ры­ночных инвесторов заостряют свое внимание на одних и тех же линиях, рассматривая одни и те же графики, вставляя при этом одни и те же дискеты в свои компьютеры. Некоторые из трейде­ров анализируют модели (фигуры) для формулирования какойлибо гипотезы. Другие ничего не понимают, но всетаки их рас­сматривают. Но даже если модель совершенно случайная, она может начать генерировать действительные сигналы, если ее ис­пользует достаточное количество трейдеров.
Средства массовой информации пытаются объяснять цено­вые движения, сообразуя их с различными политическими и экономическими событиями, тогда как мотивы трейдеров быва­ют очень разными. "Мы торгуем в канале", — говорят они или примерно так: "Мы проверяем линию сопротивления", — или — "Мы только что пересекли 20дневную скользящую среднюю, но завтра мы выйдем отсюда, потому что скорость изменения цены превысила значение 90". (Эти выражения будут объяснены поз­же). Рисунки 7 и 8 показывают, как выглядят такие явления.



Рисунок 7 Фьючерсные контракты на кофе. Рисунок показывает тренд фьючерсной цены кофе в период 1986—87 гг. Как видно, рынок движет­ся в пределах четко определяемого параллелограмма, или "канала". Ко­гда люди обнаруживают этот феномен на своих графиках, он становит­ся самореализующимся. Обратите внимание, с самого начала канал раз­граничен только рыночными ценами закрытия.

Содержание раздела