К методам ненаправленного синтеза решений относятся следующие приемы творчества:
аналогия,
инверсия,
эмпатия,
идеализация.
Метод аналогии предусматривает использование подобного (аналогичного) известного решения, которое "подсказано", например, литературой по экономике, менеджменту, изобразительному искусству или "подсмотрено" в природе.
Для освоения этого метода необходимо обладать (и развивать) наблюдательностью и способностью к переносу опыта.
Метод инверсии основан на использовании при решении задачи принципов перестановки, переворачивания, выворачивания наизнанку. Этот метод приучает к гибкости мышления, отказу от традиционных стереотипных решений, преодолению психологической инерции.
Метод эмпатии означает отождествление себя с разрабатываемой системой. При этом исследователь как бы ставит себя на место, например, банка, рекламы, товара и стремится ощутить все действия, которые над ним могут совершаться.
Метод идеализации связан с желанием получить представление об идеальной системе, полностью отвечающей поставленной цели. Рассматривать идеальные решения часто оказывается полезным, даже если это сопряжено с определенной долей фантазии, поскольку такие решения могут натолкнуть на новую идею.
К методам ненаправленного синтеза с небольшой упорядоченностью мыслительных процессов относятся "мозговой штурм", метод контрольных вопросов, метод гирлянд ассоциаций и метафор, синектика, некоторые разновидности морфологического анализа и синтеза и др. В основе этих методов использованы различного рода "активизаторы" творческого мышления. Например, для настроя мышления на творческий лад применяются эвристические правила "двадцати четырех", "двадцати пяти" и "двадцати шести".
Эвристическое правило "двадцати четырех" предполагает творческое отношение ко всем задачам, с которыми человек встречается на протяжении 24 часов. Все возникающие при этом, идеи записываются и дополняются новыми.
Эвристическое правило "двадцати пяти" предполагает для решения той или иной задачи выдвижения не менее 25 идей. Вследствие того, что сгенерировать такое количество идей достаточно трудно, рекомендуется обращаться к личному опыту исследователя, его воспоминаниям об увиденном, прочитанном, услышанном, использовать правило "двадцати шести". Последнее правило исходит из принципа подсказки: "Подумайте, какое слово, начинающееся на букву А, затем В и т.д., может навести на решение проблемы". (Число 26 — количество букв английского алфавита.) Используя это правило, можно активизировать мозг словами из словаря — в результате какое-то из них может вызвать в сознании неожиданную ассоциацию и привести к решению проблемы.
В методах ненаправленного поиска учитываются особенности человеческой психики. Сама процедура поиска решений указанными методами хотя и производит впечатление детской игры, тем не менее способствует раскрепощению и повышению интеллектуального подъема у специалистов, позволяет преодолеть у последних психологическую инерцию.