Активизация государственного участия в инвестиционной деятельности является важнейшим фактором преодоления инвестиционного спада. Усиление вмешательства государства в развитие экономики в условиях кризиса характерно и для стран со сформировавшимся рыночным механизмом. В России, где рыночная инфраструктура еще не может работать по законам саморегуляции, необходимость вмешательства государства в инвестиционный процесс является еще более актуальной. Однако способы участия государства в инвестиционной деятельности могут быть различными.
В рыночной экономике роль государства как непосредственного инвестора сохраняется для базовых жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы, непривлекательных для частного капитала, а также отраслей, имеющих важное государственное значение. Так, в настоящее время особой поддержкой государства пользуются отрасли нематериального производства, способствующие повышению наукоемкости и конкурентоспособности товаров. В ряде западных стран через бюджет перераспределяется от 30 до 50% ВВП. Вместе с тем значение государственного инвестирования возрастает не столько с точки зрения объема централизованных источников, сколько с позиций государственных гарантий, страхования и ориентира для частных инвесторов.
В российской экономике необходимость активизации инвестиционной роли государства усиливается в связи с тем, что частный капитал вследствие объективных экономических обстоятельств не направляется в производственную сферу (за исключением ряда отраслей) и ее инвестирование осуществляется почти целиком за счет собственных источников.
При этом масштабы перераспределения средств через федеральный бюджет постоянно уменьшаются: в 1996 г. через федеральный бюджет перераспределялось 14,88% ВВП, в 1997 г. 14,51, в 1998 г. 12,97. Снижается доля бюджетных инвестиций в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования: в 1997 г. она составляла 20,7, в 1998 г. 19,2, в 1999 г. 17,4%.
Анализ возможностей использования централизованных инвестиций как фактора экономического роста показывает, что фактически их роль в экономическом подъеме была крайне незначительной. Так, в 1999 г. основная часть инвестиций из федерального бюджета была направлена на строительство объектов управления, в том числе государственного управления (43% всех инвестиций федерального бюджета и 64% всех инвестиций региональных бюджетов).
В сложившейся экономической ситуации, характеризующейся крайней ограниченностью бюджетных средств и неэффективностью их использования, наращивание централизованных инвестиций может и не привести к положительным результатам. Необходимым условием повышения действенности этого источника является реорганизация существующей финансовой системы. Нельзя не учитывать того, что увеличение масштабов централизованных инвестиций может не решить проблему роста эффективности инвестирования.
По опыту функционирования административно-командной экономики известно, что в условиях чрезмерной централизации инвестиционных ресурсов инвестирование осуществляется не на основе экономического критерия доходности вложенных средств, а посредством административно-распределительных рычагов, что приводит к распылению государственных средств, использованию их не по назначению, росту незавершенного строительства, деформациям в воспроизводственной структуре экономики. В связи с этим использование такого источника, как централизованные инвестиции, должно сопровождаться перестройкой бюджетной системы на основе разделения инвестиционных и текущих расходов, усилением контроля за целевым использованием бюджетных средств, в частности через казначейскую систему, разработкой новых механизмов, позволяющих повысить эффективность централизованных инвестиций.
Проведение активной государственной политики предполагает ее направленность на оживление инвестиционных механизмов деятельности предприятий, поддержку конкурентоспособных отечественных производств, в первую очередь высокотехнологичных, способных сформировать конкурентные преимущества на мировом рынке на основе системы государственных заказов, гарантий и программ, формирование рынка эффективных инновационных и инвестиционных проектов, их совместное финансирование.
Вместе с тем в основе активизации участия государства в инвестиционном процессе при формировании рыночной модели инвестирования лежит усиление экономического регулирования инвестиционной деятельности, содействие развитию инвестиционной инфраструктуры, создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей рост частных инвестиций. Привлечение средств частных инвесторов как инвестиционного источника является на современном этапе экономического развития важнейшей задачей. Анализ показывает наличие достаточно больших объемов ресурсов, не используемых для инвестирования производственной сферы.