Сегодняшние стандарты эмиссии, содержащие требования к проспекту эмиссии,
предполагают наличие положений, раскрывающих финансовое положение эмитента. Однако на
практике компании предоставляют лишь текущую бухгалтерскую отчетность и в произвольной
форме описывают состояние рынков, на которых они работают, и перспективы своего развития.
Все это не позволяет инвестору оценить истинное финансовое состояние эмитента для
принятия решения об инвестировании средств в его ценные бумаги. В этой связи в качестве
предложения целесообразно вынести на рассмотрение ФКЦБ России вопрос об исключении
ряда положений проспекта эмиссии, касающихся финансового состояния эмитента, заменив их
представлением независимым консультантом или рейтинговым агентством заключения о
финансовом состоянии эмитента (в качестве приложения к проспекту эмиссии),
включающего, в том числе и анализ финансовых коэффициентов. В этом случае инвестор
может рассчитывать на достоверность информации, используемой им в процессе принятия
инвестиционного решения.
Еще одной проблемой раскрытия информации на рынке ценных бумаг является создание
дополнительного потока отчетности, не совпадающего с отчетностью, идущей в налоговые и
статистические органы. Кроме этого, государство вводит еще и внесистемную отчетность,
необходимую для эффективного управления государственными пакетами акций. Все это
создает дополнительные регулятивно-информационные издержки на компанию-эмитента и
снижает ее инвестиционную активность. Поэтому в этой связи важен взвешенный подход
государства к принятию нормативных документов, вводящих требования обязательного
представления компаниями-эмитентами дополнительной информации.
Как следует из проведенного анализа российского законодательства в области раскрытия
информации на рынке ценных бумаг, оно во многом идентично американскому. Однако
практическая реализация сдерживается отсутствием экономических стимулов к раскрытию
информации, а также непониманием многих участников рынка, прежде 6('22%)]TJ/Tвсего