Исходя из данного в первом параграфе настоящей главы определения фундаментального
анализа, оценка макроэкономических факторов должна проводиться государством-инвестором с
точки зрения их конечного влияния на риск, доходность и ликвидность инвестиций в
компанию-эмитента. В связи с этим целесообразно отделить фундаментальный анализ
макроэкономических факторов от обычного макроэкономического анализа, по причине его
ограниченности и специфичности, то есть нацеленности на достижение конкретной цели:
определение риска, доходности и ликвидности инвестиций. В качестве иллюстрации данного
утверждения можно привести следующий пример. Необходимо решить две задачи: а) оценить
общее состояние макроэкономики региона (например, Тюменской области) для целей сравнения
с другими региональными экономиками; б) оценить вероятность исполнения обязательств тем
же регионом перед внешними инвесторами по выпущенным облигациям. И в том, и в другом
случае в процессе анализа будет использован прогноз таких макроэкономических показателей
как уровень цен на нефть и доходы регионального бюджета (на территории региона
расположены крупнейшие нефтяные месторождения). В первом случае влияние прогнозных
значений этих показателей на общие результаты анализа будут незначительными, во втором -
они будут являться ключевыми для определения риска, доходности и ликвидности инвестиций,
а, следовательно, и определения эффективности инвестиций.
Предвидя вопросы о целесообразности и необходимости проведения государством
анализа макроэкономической ситуации, автор хотел бы акцентировать внимание на
следующем. Во-первых, государство представлено различными субъектами государственной
власти с различными функциями и полномочия. Некоторые из этих структур вынуждены
выступать в роли экономических агентов, делая выбор между инвестициями внутри страны и
за ее пределами. Например, Центральный банк определяет, где и как хранить золотовалютные
резервы страны, субъект федерации или муниципальное образованиестоит перед выбором
распределения своих валютных фондов в инвестиции в предприятия за рубежом20 и т.д. И в том,
и в другом случае государственные органы власти должны определять направления и
перспективы инвестиций, что невозможно сделать без анализа макроэкономической ситуации в
той или иной стране.
20 Правительство Москвы активно проводит инвестиционную политику, вкладывая деньги в
инвестиционные проекты Белоруссии, Украины (Севастополь). Этому должна предшествовать
работа по проведению макроэкономического анализа страны, куда идут инвестиции.