Более того, целью крупных собственников многих российских компаний, зачастую аффилированных с менеджментом или выступающих с ним в одном лице, является размывание пакетов акций мелких акционеров, что в большинстве случаев происходит с грубым нарушением их прав. В этой связи ФКЦБ России в начале 2000 года выступила с инициативой разработки Кодекса корпоративного управления, который, не будучи нормативным документом, станет ориентиром для компаний-эмитентов в их политике в отношении своих миноритарных акционеров,
раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Одним из мотивов стремления компаний повышать свой уровень корпоративного управления может стать также ее независимая оценка.
Так, например, подобная методика оценки уже разработана рейтинговым агентством Standard&Poor.s (см. главу I) и при участии РО ФКЦБ России в Центральном федеральном округе и ММВБ в марте 2000 года успешно опробована на нескольких российских компаниях.
Принятый в марте 1999 года Федеральный Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» определил права и обязанности Федеральной комиссии по реализации возложенной на нее функции защиты прав акционеров и инвесторов. В законе впервые предусмотрены административные санкции, накладываемые на компанию-эмитента и/или ее руководителя за правонарушения в области рынка ценных бумаг, в том числе связанные с нарушением прав инвесторов и акционеров. В марте 2001 года Государственной Думой РФ приняты поправки к Уголовному кодексу, предусматривающие ответственность руководителей компаний-эмитентов за систематические нарушения на рынке ценных бумаг.
Однако все эти меры носят репрессивный характер. По мнению автора должен быть создан механизм профилактики и предупреждения противоправных действий, который должен выражаться, прежде всего, в постоянном мониторинге деятельности компаний-эмитентов,
наступления корпоративных событий и т.д. Механизм подобного мониторинга должен быть реализован Федеральной комиссией в рамках создаваемой ею единой информационной базы данных по компаниям-эмитентам.
И, наконец, не закрепленная в российском законодательстве, управленческая задача .
содействие в реализации инвестиционных проектов, использующих эмиссию ценных бумаг, по мнению автора, является особенно актуальной, поскольку непосредственно способствует развитию рынка корпоративных ценных бумаг.