Распределение компаний-эмитентов по факту регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг 2
Отсутствие отчетов об итогах выпуска препятствует выходу на организованный рынок ценных бумаг, поскольку формально у компаний не урегулированы отношения собственности.
Однако сегодня складывается ситуация, когда на рынке совершаются вторичные сделки с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован. Например, в Москве СГУП по продаже государственного и муниципального имущества (бывший Фонд имущества г. Москвы) осуществляет продажу акций, не имеющих зарегистрированного отчета об итогах выпуска. Экспертиза сделок ни со стороны СГУПа, ни со стороны потенциальных покупателей не проводится. В то время как Федеральным Законом «О защите прав и законных интересов на рынке ценных бумаг» пунктом 2 статьи 5 прямо запрещено совершение сделок с ценными бумагами до полной их оплаты и регистрации отчета об итогах выпуска.
Теоретически такая ситуация может привести к признанию подобных сделок ничтожными.
В этой связи ФКЦБ России необходимо принять нормативные требования,
предусматривающие необходимость обязательной регистрации отчетов об итогах выпуска ценных бумаг акционерными обществами, созданными в процессе приватизации. До выхода таких требований необходимо инициировать добровольную регистрацию отчетов об итогах выпуска компаниями-эмитентами.
3. Проведение мониторинга представления и полноты заполнения ежеквартальных отчетов компаний-эмитентов Компании-эмитенты рассматриваемой совокупности все без исключения обязаны раскрывать информацию о своей деятельности в форме представления ежеквартальных отчетов эмитента эмиссионных ценных бумаг. Однако делают они это крайне нерегулярно. Так по состоянию на середину IV квартала 1999 года только 5 компаний из 12 представили отчетность на последнюю отчетную дату того периода97 . III квартал 1999 года. По остальным компаниям последняя отчетность поступала либо в 1998 году, либо в начале 1999 года (см. табл. 31).
Именно в ежеквартальной отчетности содержитсямассив информации, необходимый, в том числе, для анализа фундаментальных факторов деятельности компаний-эмитентов. Однако государство в силу отсутствия жесткого контроля за периодичностью и полнотой поступления
97 Система показателей состояния эмитентов составлена на 1 января 2000 года.