В этой связи, на этом этапе необходимо отменить все имеющиеся льготы и дотации.
Возможно их применение лишь в том случае, если компания разработала свой бизнес план,
оптимизировала свою хозяйственную деятельность, планирует привлекать инвестиционные
ресурсы через выпуск корпоративных ценных бумаг. Здесь могут быть предусмотрены льготы,
связанные, например, с освобождением от уплаты налога на прибыль, идущего в бюджет
субъекта федерации, если эта прибыль идет на выплату дивидендов.
В любом случае, применение льгот и дотаций не должно быть массовым и
всеохватывающем.
Помимо целевых дотаций и финансирования из бюджета компании-эмитенты нередко
имеют значительную бюджетную задолженность, возникающую вследствие неуплаты текущих
налоговых платежей115. У рассматриваемой совокупности компаний доля бюджетной
задолженности достаточно велика. Зачастую компании не имеют возможности погасить эту
задолженность и готовы вместо «живых» денег предложить государству свои акции.
На взгляд автора, такой подход к реструктуризации бюджетной задолженности является
привлекательным как для компании, так и для государства. Компания-эмитент получает
возможность очистить баланс от долгов и сделает ее более привлекательной для потенциальных
инвесторов. Государство же получит в собственность актив, который после соответствующей
предпродажной подготовки можно реализовать на фондовом рынке. Более того, если пакет
акций является значительным, государство получает возможность проводить управленческие и
инвестиционные решения, направленные на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
115 По состоянию на 1 января 2000 года общая задолженность предприятий федеральному бюджету с учетом пени и штрафов составила 402 млрд. рублей (зам. министра по налогам и сборам А. Смирнов).
Просроченная кредиторская задолженность предприятий и организаций г. Москвы на 1 марта 2000 года составила 66,7 млрд. рублей. Из них порядка 18% приходится на просроченную кредиторскую задолженность бюджету (федеральному 0.3596и местному